О современной живописи

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. Так определяет знаменитая Википедия. Однако мои наблюдения с выводами рисуют иную картину. -- Речь я веду, кстати, именно о картинах. И разница для определения будет таковой -- для момента: "передачу зрительных образов" на себя, надо признать, взяла фотография и фотодело, тоже вид искусства (фотоискусство). Искусство такое неимоверно массовое, и настолько, что выходит из парадигмы творческой стези. Если говорить проще, то фотодело является подвидом элементарного разглядывания: на что кинул взор, то и "заснял", то ли просто "на память", то ли в качестве визуального сообщения -- для пересылки, то ли "для передачи зрительного образа" вообще, с любым приложением. Это занятие массовое, и стало таковым благодаря вычислительным технологиям. Что же остаётся живописи? Увы, тенденция свела данный вид к банальной мимикрии. Двадцать лет назад, когда я работал в коммерческой галерее Нью-Йорка, среди ассортимента предлагаемых на продажу произведений появился пункт "фотореализм", и у него среди исполнителей-мастеров был талантливый энтузиаст Саша. Парень явно скучал и охотно за дело взялся. И это -- коммерция. В чём же заключается данный фотореализм? Это, во-первых, может быть максимально полное дублирование реальной фотографии (фотоотпечатка) или, во-вторых, имитация фотографии до степени реализма без образца. Рассмотрим оба примера,

1. Простая фотография может печататься, даже и на холсте, сохраняя фактуру и текстуру. Живопись красками, копирующая фотоотпечаток, напоминает этюд с микроскопом, когда тем забивают гвозди. Нужен ли особый дар и талант копиисту? -- Нет, нужно лишь усердие, время и сумасшедшинка для того, чтобы возомнить себя художником. Если фотография наоборот,  имитирует живопись (это печать на упомянутом выше холсте, на фарфоре с имитацией ручной росписи и т.п.), и тем более с применением компьютера для выделывания фиктивных мазков, размытия, прочих эффектов, а то и прямо фотокопирует для печати оригинал (репродукция) -- то даже и этим самым подминает под себя искусство живописи, как подменяет.

Имитируя посредством красок и масла фотокарточку живописец может польститься техникой копирования вручную, мол, поглядите, какой я из себя Ксерокс и Сканнер. -- Какой я дотошный, выписывая каждую микроскопическую деталь, например, в увеличенном портрете человеческого лица, передающем блеск роговицы глаз и строение пор на коже ... Художник такой, разумеется, может удивить зрителя, когда тот узнает, что перед ним, всё же, не натуральный фотоотпечаток, вышедший из-под струйного принтера, а дотошно вырисованный клон. Это не искусство в итоге, а трюкачество. Однако такой подход я бы отобрал у живописи и отнёс бы его целиком к фотоделу. Тогда проблемы не станет.

2. Особый изыск или выверт представляет из себя живопись, имитирующая фотоснимок (фотоотпечаток). Это когда художник рисует с натуры или используя модель. Трюкач тут должен особо изощриться, например, взявшись за сложную композицию из тел, объектов или лиц. Но трудность в том состоит, что именно такого реализма, ещё до изобретения фотографии, добивались классические живописцы, и что лишь немногим гениям вроде Леонардо или Рембрандта удавалось продемонстрировать иллюзорность плоского изображения, но даже им не удавалось достичь стопроцентного реализма. Рисование с натуры, что называется, требовало мысленного и технического переноса объёмной фигуры на плоскость таким образом, чтобы иллюзию поддержать или явить. Нынче, повторюсь, такую задачу решает фотография, минутное дело.

Впрочем, такую живопись проще и вернее отнести просто к "реализму", при этом непременно подглядывая за живописцем, не использует ли тот тайком -- фотокарточки.

   Таким образом мы подошли, много утрируя, к основной задаче живописи. Что же она должна в себе содержать, современная и талантливая, в исполнении настоящего художника?

Современная живопись должна передавать замысел зрительных образов, то есть, быть образной и создавать -- не копировать и не имитировать. Иными словами, на первый план должна выходить концептуальная канва, за нею -- следовать форма. Реальность и собственно реализм вещей, окружающих художника, должен тем перерабатываться и представлять результат, и для лепки образа применимы любые фантазийные привнесения, метаморфозы, упрощения, стилизация, абстрактные эквиваленты чувственной ауры (собственно абстракции). Только таким образом художник представит собою творца и личность, а не автора безликих механистических поделок.

Современная живопись должна отойти от опасной развилки, определить себя.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.