Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Советские постановки времён 70-ых
unicorn
filin7
С подачи sazikov -- о манере советских фотографов манерничать в постановке кадров. Сноску на "Тайную Вечерю" я добавил уже сам.


-- что касается первого снимка. Видно необычное, если современным взглядом окинуть, обилие красного в антураже. Таков был в те времена графический выверт коммунистической идеологии на практике, когда красный понёс на себе нагрузку агитационного, политического момента. Кстати, если и это соотнести с сухой фреской Леонардо: церковь (папа) устанавливала жёсткий канон для цветов одеяния, определённый для Богоматери и для Марии Магдалины (об одеянии Иисуса надо уточнить).
Будучи художником (менеджером в т.н. Бюро эстетики) на одном предприятии, в Молдавии 80-х, я попытался нагло и вероломно нарушить Красный Канон, однако битву худсовету, в котором участвовали парторги цехов и прочие работнички, проиграл, мне даже пришлось уволиться.

Дописано (из диалога в сообществе ЖЖ):

Проблема в том, что уже в те времена подобный подход вызывал у людей отвращение. Высказывать его не могли, поскольку недовольство принималось за антисоветчину, и недовольного подвергали пусть не сталинским репрессиям (он уже не "враг народа"), но достаточно болезненным. Например, могли прорабатывать на собраниях разного уровня либо упрятать в психушку и т.д. -- Тогда как сами фотографы приняли правила игры, возведя их в своеобразный канон. Так, если фото являлось явно не постановочным, то можно было посчитать его "неподходящим" или таким, над которым фотограф "плохо работал". За соответствием следила очень жёсткая цензура, и это зачастую были не собственно цензоры в издательствах, но редактора-коммунисты, парторги, "простые члены партии", вся когорта оценщиков на пути к публикации.
В этой перспективе уместно заострить внимание на снимке рабочего-металлурга, там всё пышет жаром от красной агитации: так идеология постепенно выпестовала "правильный" цвет для всего значимого, будь то заголовки, иллюстрации, плакаты, оформление, вообще "агитационный материал".  (filin7)

Последние записи в журнале

  • Издержки системного бреда

    Я уже который год читаю Галковского, но пока не пытаюсь понять, что такое и кто такие его "утята". Подозреваю, что "утята"…

  • Жуть

    Я полагаю, могут существовать изображения, направляющие работу мозга, прежде всего волновую-квантовую, в другое измерение, параллельное обычному,…

  • Смотрины

    Художник Н. В. Неврев. Смотрины. 1888 Восторга у меня картина не вызывает в силу некой нарочитости и ущербной композиции. Обратите внимание на…


  • 1
Мысль о "Тайной вечере" тоже возникла. Там на снимке даже есть свой Иуда, но нет Христа. Тайная вечеря без Спасителя - как это символично!

Я думаю, автор того постановочного снимка, пользуясь безграмотностью цензоров, просто протолкнул сию аллюзию, прекрасно понимая, что он делает, даже тихонечко про себя иронизируя. В этом ракурсе достаточно учесть не просто композицию в расстановке фигур и перспективном построении кадра, с этими характерными ножками столов и др., но цвет и вид стены за спинами сотрудников: он явно коррелирует с леонардовским, а по фактуре стена этакая старенькая, монастырско-миланская.
В принципе, аналогию не поставил бы в заслугу фотографа, поскольку он пошлит. Всего-то.

Да, скорее всего, так оно и было. А центральную фигуру он все-же не рискнул поставить!

А вы гляньте на размытую руку фигуры в коричневом костюме. Это значит, что все замерли, а его лихорадило.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account