Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Понимание типографики в дизайне
FK
filin7
Вернее нам поговорить о шрифте или о шрифтовом дизайне, хотя с типографикой это понятие практически слилось. Шрифтовой дизайн заполняет будни любого дизайнера, если его труд не сужен спецификой, например, когда работа в рамках одного бюро или одного проекта с повторением -- разделена. Но в принципе, что надо дизайнеру знать, так это составную часть для темы, а именно, шрифтовую графику, эстетику шрифта. Мало того, что шрифт может подбираться по гарнитурам и существующим типам, он ещё может рисоваться (как изобретаться), может имитировать индивидуальные почерки либо вообще быть воспроизведённым от руки, например, как я это делал в СССР, будучи "художником-оформителем". Допустим, шрифт Бодони у меня был в таблице на небольшом плакате, и я с такой таблицей сверялся, орудуя кистью либо вычерчивая карандашом какой-то текст. Некоторые виды шрифта я знал досконально и уже подстрочником не пользовался, например, когда писал массивы текста плакатным пером и с большой скоростью. Сейчас, конечно, компьютер всю эту рутину заметно и категорически облагородил-роботизировал. Проблема лишь в том, что дизайнер-новичок перестал понимать основы шрифтового искусства, и это делает его произведения непрофессиональными, просто -- некрасивыми, зачастую.
Я остановлюсь на шрифте европейского разлива, что мне ближе, хотя часто доводится работать с ивритским без вариаций (поскольку заказчики такого дизайна ортодоксальны и консервативны). Ниже я приведу очень старую шрифтовую страницу из книги Вергилия. Это образец текста, типовой для Др. Рима или Греции. И с него надо графику-шрифтовику начать своё причащение:



-- здесь мы видим, по сути, прекрасный, гармоничный узор по строчкам, цельный массив текста. Вот так раньше писали, и все графемы, отдельные буквы алфавита, по своему начертанию были подчинены общей канве: они в наборе и должны были составить что-то и красивое, и содержательное, ведь текст подлежал прочитке с пониманием. Массив такого текста смотрится цельным по двум причинам. Во-первых, это отсутствие знаков препинания. Чтец и без того различал слова. Во-вторых, это ритмика строки. Чтобы читать слева направо и перескакивать взглядом со строчки на строчку, ничего не должно взору мешать, ни разрывы текста, ни противонаправленные элементы, а жирные штрихи каждой буквы как бы ниспадают, и  поддерживаемые зрительно системой тонких штрихов, явят выверенный строй элементов в комплексе, баланс. Стоит упомянуть, что знаки препинания стали расставлять для тех читателей, кто учился грамоте, также и для ораторов, чтобы те не сбивались в задуманной интонациии, зачитывая. То есть, со временем такое подспорье вылилось уже в систему, зачастую мешая современным дизайнерам понять, в чём же, собственно, закон шрифта.

Как-то я об этом уже писал, но в связи с изложенным стоит привести пример русского языка, современного, который хоть и основан на латинице, но с привнесением в алфавит абсолютно несуразных с точки зрения эстетической традиции знаков, которые своим начертанием не отвечают вышеупомянутой форме балансировки шрифтового массива, и напротив, такую форму разрушает. Это уже могут историки проследить, кто такой шрифт изобретал (кириллицу) или модернизировал. Но факт остаётся фактом: кириллица или руская латиница по себе плоха и хорошего дизайна с применением оной никогда не выйдет -- за редкими исключениями, конечно.
Полагаю, многие российские дизайнеры, даже не вникая в суть проблемы, подспудно тянутся к обычной латинице и стремятся задействовать "иностранные" вариации для логотипов и прочего в проектировании, и это не просто желание рекламщиков выдать отечественное за импортное, чтобы держать фасон.

Поэтому дизайн на русском языке (если применяется шрифт, имеется в виду) заведомо проигрышный. А тексты, написанные на русском долго читать без наступленья головной боли невозможно.

Теперь можно глянуть на совсем короткий текст в виде логотипа. Это дизайн, выполненный работником, который не вяжет лыка, образно выражаясь. Мало того, Студия Лебедева (это их разработка) в описании щеголяет тем, что в шрифтовом наборе применены и прописные, и строчные -- не к месту -- но для форса, надо понимать. Может, огрехи кириллицы таким образом пытаются сгладить? -- Но ситуацию лишь усугубляют. Мало того, этот рисованный шрифт, уродливый, преподносится как оригинальный (а не адаптированный апробированный), что тоже, видимо, должно повысить ценность, на поверку мнимую вообще:

-- тут я заостряю внимание больше на самом шрифте, но не останавливаюсь на дизайне логотипа, как такового (как надо выверять тракинг, кернинг, лидинг и прочие элементарные вещи вплоть до "белого пространства", которые для предложения из трёх слов не представляют никакой сложности, если, конечно, такими вещами не пренебрегают намеренно, не говоря уж о профессиональной непригодности, о незнании таких тонкостей). Кстати, в своей концепции Шмуцик-дизайна я призываю незатейливых мастеров не мудрить, а брать готовые шрифты (допустим, компьютерные) из разряда проверенных временем, выпоненные известными мастерами, по лицензии.

Записи из этого журнала по тегу «дизайн со смыслом»

  • Знак эмигранта

    Каждый эмигрант в душе уже иммигрант, он предвидит успех и завершение своего вояжа, а именно, переселение в другую страну, обживание, адаптацию на…

  • Юному дизайнеру на поправку

    Как не надо делать в первую очередь, чтобы выглядеть в дизайне профессионалом. Ниже пример, это что-то из Сети, попалось. Стрелками я показал, где и…

  • Когда обсуждается лого

    "... Это такие старинные установки логостроителя (пришли из советской печати перед самым развалом советской печати). Чтобы при уменьшении до…


  • 1
В 2002 году известный шрифтовик Анатолий Иванович Кудрявцев (разработавший, например, шрифт для российских автомобильных номерных знаков) создал шрифт "Парангон", в котором попытался, на сколько это возможно, разрешить известные проблемы кириллицы. Вот, что у него получилось:



По этой разработке Кудрявцев в свое время защитил кандидатскую, потом и докторскую диссертацию.

Благодарю за отклик, интересно. Ещё и докторскую... ну надо же. Мне только строчная ф понравилась, ь ещё, может быть. Но округлая П просто нелепа. С ней сочетается И, конечно, одна из проблемных графем, как N отзеркаленная. И тем не менее.

Тема докторской разумеется шире была - "Теоретические аспекты и актуальные тенденции развития современного шрифтового дизайна". Но тенденции понятно к чему сводились. Первое впечатление от шрифта весьма не однозначное, но если разобраться в умозаключениях Кудрявцева - все очень логично. И хорошо, конечно, шрифт в наборе смотреть.

Проблема в том, что якобы логичность изобретенного шрифта не обязательно срабатывает в предпочтениях дизайнеров. Такой просто не применяют на деле.
Вот мне нравятся хасиды в этом плане. Я им когда-то добыл коллекцию из 200 видов иврита, вплоть до декоративных шрифтов. Но они только посмеялись. Почти два десятка лет пользуют лишь три, всего. Разумеется, что отыгрываются на рисованных монограммах. Это, все же, своего рода дисциплина. Им больше не надо. Один заказчик был из Израиля. Но открывал кафе в Бруклине. Я оформлял вывеску, фасад и интерьер. Но клиент настоял, чтобы везде фигурировало оригинальное израильское лого, вычурное текстовое. Бизнес у него в НЙ не пошел. Он сменил управленцев и дал название уже на английском, в стиле старого лого. Прошел ещё год, но и это не помогло. Прогорел израильтянин. И не в последнюю очередь из-за графического выкрутаса.

Edited at 2016-06-14 14:54 (UTC)

Да, конечно, вряд ли Парангон пользуется большой популярностью - слишком неудобочитаем. Но по крайней мере это попытка что-то изменить. Ведь петровские новостильные шрифты, тоже наверняка казались современникам необычными сверх меры. И в этом вопросе не стоит ориентироваться на законсервированные общины.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account