О современной живописи

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. Так определяет знаменитая Википедия. Однако мои наблюдения с выводами рисуют иную картину. -- Речь я веду, кстати, именно о картинах. И разница для определения будет таковой -- для момента: "передачу зрительных образов" на себя, надо признать, взяла фотография и фотодело, тоже вид искусства (фотоискусство). Искусство такое неимоверно массовое, и настолько, что выходит из парадигмы творческой стези. Если говорить проще, то фотодело является подвидом элементарного разглядывания: на что кинул взор, то и "заснял", то ли просто "на память", то ли в качестве визуального сообщения -- для пересылки, то ли "для передачи зрительного образа" вообще, с любым приложением. Это занятие массовое, и стало таковым благодаря вычислительным технологиям. Что же остаётся живописи? Увы, тенденция свела данный вид к банальной мимикрии. Двадцать лет назад, когда я работал в коммерческой галерее Нью-Йорка, среди ассортимента предлагаемых на продажу произведений появился пункт "фотореализм", и у него среди исполнителей-мастеров был талантливый энтузиаст Саша. Парень явно скучал и охотно за дело взялся. И это -- коммерция. В чём же заключается данный фотореализм? Это, во-первых, может быть максимально полное дублирование реальной фотографии (фотоотпечатка) или, во-вторых, имитация фотографии до степени реализма без образца. Рассмотрим оба примера,

1. Простая фотография может печататься, даже и на холсте, сохраняя фактуру и текстуру. Живопись красками, копирующая фотоотпечаток, напоминает этюд с микроскопом, когда тем забивают гвозди. Нужен ли особый дар и талант копиисту? -- Нет, нужно лишь усердие, время и сумасшедшинка для того, чтобы возомнить себя художником. Если фотография наоборот,  имитирует живопись (это печать на упомянутом выше холсте, на фарфоре с имитацией ручной росписи и т.п.), и тем более с применением компьютера для выделывания фиктивных мазков, размытия, прочих эффектов, а то и прямо фотокопирует для печати оригинал (репродукция) -- то даже и этим самым подминает под себя искусство живописи, как подменяет.

Имитируя посредством красок и масла фотокарточку живописец может польститься техникой копирования вручную, мол, поглядите, какой я из себя Ксерокс и Сканнер. -- Какой я дотошный, выписывая каждую микроскопическую деталь, например, в увеличенном портрете человеческого лица, передающем блеск роговицы глаз и строение пор на коже ... Художник такой, разумеется, может удивить зрителя, когда тот узнает, что перед ним, всё же, не натуральный фотоотпечаток, вышедший из-под струйного принтера, а дотошно вырисованный клон. Это не искусство в итоге, а трюкачество. Однако такой подход я бы отобрал у живописи и отнёс бы его целиком к фотоделу. Тогда проблемы не станет.

2. Особый изыск или выверт представляет из себя живопись, имитирующая фотоснимок (фотоотпечаток). Это когда художник рисует с натуры или используя модель. Трюкач тут должен особо изощриться, например, взявшись за сложную композицию из тел, объектов или лиц. Но трудность в том состоит, что именно такого реализма, ещё до изобретения фотографии, добивались классические живописцы, и что лишь немногим гениям вроде Леонардо или Рембрандта удавалось продемонстрировать иллюзорность плоского изображения, но даже им не удавалось достичь стопроцентного реализма. Рисование с натуры, что называется, требовало мысленного и технического переноса объёмной фигуры на плоскость таким образом, чтобы иллюзию поддержать или явить. Нынче, повторюсь, такую задачу решает фотография, минутное дело.

Впрочем, такую живопись проще и вернее отнести просто к "реализму", при этом непременно подглядывая за живописцем, не использует ли тот тайком -- фотокарточки.

   Таким образом мы подошли, много утрируя, к основной задаче живописи. Что же она должна в себе содержать, современная и талантливая, в исполнении настоящего художника?

Современная живопись должна передавать замысел зрительных образов, то есть, быть образной и создавать -- не копировать и не имитировать. Иными словами, на первый план должна выходить концептуальная канва, за нею -- следовать форма. Реальность и собственно реализм вещей, окружающих художника, должен тем перерабатываться и представлять результат, и для лепки образа применимы любые фантазийные привнесения, метаморфозы, упрощения, стилизация, абстрактные эквиваленты чувственной ауры (собственно абстракции). Только таким образом художник представит собою творца и личность, а не автора безликих механистических поделок.

Современная живопись должна отойти от опасной развилки, определить себя.

Comments for this post were locked by the author