Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Category:

Художник без сапог

Неожиданно столкнулся с данным "шедевром" художественного оформления. Это такое училище с корнями аж в 19-ом веке из Одессы. Это их вебсайтовская шапка, которую я с удивлением рассматривал минут десять. Тяжело поверить, что училище действует, что всё ещё набирает учеников и что выпускает ... художников-оформителей. Там есть такое отделение с соответствующим названием -- Художественное Оформление. Собственно, эти два ключевых слова меня и навели, поскольку я не знал о существовании данного училища вообще, хотя и жил рядом, географически. Меня заинтересовало, почему кто-то на постсоветском пространстве употребляет такое название профессии дизайнера.





Видимо, это училище решило следовать ритуалу своей же посконной старины, когда советское "оформительство" подразумевало особый профиль деятельности художника (отделение в училище было открыто в 1966 г., а так оно было "просто художественным"). Советский художник-оформитель должен был находиться в подчинении парторгов и следовать всем нехитрым канонам советского агитпропа, и это было самое низовое звено "чернорабочих" на поприще дизайна. Выше стояли художники, подвязанные к полиграфии, то есть к произведениям для больших тиражей, иногда огромных, поскольку в условиях СССР уравниловка касалась не только экономики распределения, но и вкусов эстетической канвы, когда идеология накладывала свою лапу на всё показательное. Вот пример: художник, уже не считавшийся оформителем, мог создать дизайн почтовой поздравительной открытки, допустим, ко дню Первомая. И такая окрытка расходилась по стране в трёхстах тысячах экземпляров. А всего на текущий год могли выпустить, допустим, ещё пять открыток других авторов и других редакций, чтобы вышел ассортимент.

Я сам был таким оформителем и последнее, что я делал в таком качестве, было оформление рисованной композиции на стендах площади в Тирасполе,  у местного Дома Советов. Или же транспарант для главной большой площади в этом же городе, на кумаче, к празднику. Разумеется, что работа данная спускалась ко мне от горкома партии (это советские коммунисты), и я тогда пестовал идею переделки, чтобы с партией подружиться на условии отказа последней от своих догматов в искусстве. Дело шло к поздней Перестройке и к развалу СССР, партия металась и у меня был какой-то шанс, то есть интерес. И меня ничуть не смущал оттенок провинциальности (до этого, во время службы в армии, я оформительствовал в Киеве). И уже тогда я считал себя "дизайнером", поскольку слово получило в русском языке свой ход и как раз что-то большее в себе содержало, хотя бы отказ от местечковости, возвышенный космополитизм и широкие горизонты -- в профессии.
Tags: Одесса, былое, дизайн-паноптикум, профанация
Subscribe

  • Юра

    Я служил в стройбате советском. Кладку делали в основном гражданские, а солдатики, как в частушке, заменяли экскаваторы. Но солдатов могли набирать…

  • Артист

    Я какое-то время работал на крупном предприятии, художником. Это ещё в Молдавии. И у меня сотрудником был занятный мужик, немного старше меня.…

  • Мой комментарий к ролику в Ютюбе

    Под Шизгару шёл не шейк, а более резкие импровизации. Типа "солдатского рока". Это когда топаешь, словно на тебе сапоги. Такой солдатский рок, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments