Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

О Высоцком, из обсуждения (только моя часть).

Думаю, настала пора уже отграничивать собственно творчество поэта-певца от его прижизненной легенды о якобы зажиме творчества. Надо понимать, что вот этим самым антуражем "подполья" Высоцкий ловко пользовался, выстроил своё амплуа, ну и концертировал, разумеется. Где-то в начале семидесятых я слушал пластинки с его песнями, это не самиздат а фабричные, изданные официально. Ещё тогда, подростком, как и все взрослые, я понимал в отношении данного певца, что он неофициально записывает или даёт записывать что-то не совсем официальное, хулиганское по виду и на самом деле -- стилизованное. Потому что в доме появилась и небольшая магнитная бобина с песнями В.В., можно было сравнивать. Да, по-видимому то, что не проходило отбор редакторов, даже и цензуру, Высоцкий мог пускать в андерграунд, что называется. Но надо понимать, что это был СССР, там был такой порядок и творческие деятельные люди таким образом и выкручивались, причём не каждый мог добиться народной любви или массового интереса к своей персоне, если не говорить непременно о любви с обожанием. Поэтому Высоцкий занимался своим делом и продукт своего творчества доносил тем или иным способом до широкой аудитории, и он это прекрасно знал. Аудитория слушателей, напомню, могла составлять порядка 120-ти миллионов человек, то есть, это была по меркам нынешним "звезда" достаточно большой величины. Для сравнения взять если поэтов, таких как Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, современников Высоцкого. На стихи тех тоже пели песни, однако по популярности текстов их Высоцкий не только обошёл, но и подавил их, если так выразиться. Кроме того ещё снимался как актёр кино -- Высоцкий. Правда, такое впечатление, что на это кино, как и на игру в театре, он просто напрасно тратил время. Ну, например, в неимоверно посредственном фильме последнем он играл какого-то следователя-милиционера. И всё? Но тогда получается, что люди должны были  выбирать между плохим актёром и хорошим бардом: как сложить представление цельное о персоне с двойственным и невнятным амплуа. И получается, что такому одарённому деятелю, как Высоцкому, нужен был толковый импресарио, антрепренёр или штат-команда помощников и т.п., -- и о таком было, снова повторю, в условиях СССР только мечтать, поскольку культура коммунистов пестовала совсем иные идеалы, нежели западная (сравнить, допустим, с такими яркими поэтами-певцами, с Ленноном, Маккартни, Диланом и др., или с такими исполнителями, как Пресли), такой менеджер и сподвижник, который направлял бы творчество пусть не столько в русло коммерции, но хотя бы в область организованного графика, включая гастроли, публикации, переговоры с издателями и т.д. -- но я это не стану развивать далее, поскольку путей было много для того, чтобы как-то себя беречь и жить в здравии на славу -- дольше. Но так же можно давать задним числом и Пушкину советы, ведь тому, быть может, стоило больше увлекаться стихами, а не дуэлями. Тем не менее, Пушкин является признанным классиком литературы, прожив даже меньше Высоцкого. И это просто замечательно, что он не лез на сцену, изображая принца. Этой иронией я хочу показать, что как поэт Высоцкий оставался, всё же, не совсем зрелым, и что-то добирал в этом плане уже за счёт артистизма, в исполнении песни, когда уже на полном основании мог вживаться в роль и выступать актёром неподражаемым, уникальным. Поэтому исследователи творчества В.В., глубокие и серьёзные, могут безусловно обозначить в его наследии несомненно гениальные вещи, в то же время должны будут отмести больше половины в балласт и сырое никчемное, причём последнее я не ставлю в вину поэту, но показываю, что он ещё находился в творческом поиске. Также может показаться, что упомянутый балласт уже начинал Высоцкого тяготить. Умер (или погиб) он скоропостижно, поэтому мы можем довольствоваться лишь тем, что Высоцкий оставил, и черновое, и неудачное с удачным, до 42-летия своего.
Далее, если снова вернуться к пункту об СССР, то мы увидим, что посмертно, в 1987 г., Советы дали Высоцкому Госпремию, лауреатство.


***

Я не посягаю на свободу человека в творчестве. Действительно, каждый волен делать и творить по своему желанию. Если как актёр Высоцкий просто никакой, (ну, я бы не сказал "ноль") -- то бояться об этом говорить не стоит. Ну, не скажем мы, скажут другие через 50 лет.
Тут не надо ничего доказывать: вот перед вами вещи, берите их, сличайте. Обычно сравнивают с эталонами. И тогда выводят, что из себя шедевр, что качественное, а что никчемное и неудачное.

Я понимаю, что роль Высоцкого в фильме о какой-то там промокашке может уже нести на себе наслоение памятной, ведь это там одна из главных ролей. Это даже и не кино, а пятисерийный телефильм. Высоцкий рано умер, ролей главных у него больше не было и вот поэтому как бы фильм на себе несёт отпечаток особый. Но это и всё. Я не буду спорить, поскольку многим может Промокашка нравиться и многим нравился в то время, в премьеру, в 1979-ом. Была интрига и многие ждали, когда же Высоцкий запоёт. Кроме этой интриги, абсолютно иезуитской по задумке, там ничего нет. Ну, Павка Корчагин наяривает "Мурку" на баяне.
Tags: Высоцкий, Из моих диалогов, СССР, поэты
Subscribe

  • Хороший актёр

    Виллем Дефо как-то встретил меня на Брайтон-Бич, может, лет 12 назад. Нет, скорее я его встретил, как и многих других…

  • RIP

    Сегодня умер Банионис, 91. Люблю этого актёра в "Мёртвом сезоне". Один из шедевральных советских фильмов.

  • Затерялся

    Знаменитый оскароносный актёр Рассел Кроу чуть было не погиб в пучине океана у берегов Нью-Йорка и повыше, проплывая остров Лонг-Айленд. Он плыл на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments