Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

22 года американского опыта

В дизайне мой стаж, именно американский, составил двадцать два года, куда можно включить годик на посещение колледжа, трёх частных курсов и домашней самопрактики на компьютере. До этого я занимался графикой в СССР -- минимум 10 лет. Но мне больше дорог, конечно, стаж именно американский, причём я помню, как сложно было в профессии продвигаться на первых порах, в первый год, когда работодатель спрашивал в лоб и сразу, есть ли у меня американский опыт, раз я такой на вид свежий иммигрант. Опыта не было, и тогда мне не светило. Это был такой замкнутый круг, который пришлось изгрызть надрывами, чтобы прорвать. Например, стаж такой нарабатывать даже и не в графике, а буквально в живописи, что тоже, в принципе, художество. Но тут я бы больше упирал на качество такого опыта, американского и свободного, в отличие от советского, изощрённого в его лавировании между недозволенным. В СССР было для дизайнера, или художника-оформителя (конструктора) масса запретов не то что б технического, но и политического свойства. Поэтому сколько я помню, ко мне там всегда были приставлены либо парторги, либо политруки-замполиты, которые область курировали. На большом производстве, где я работал менеджером в бюро эстетики, мою работу, как и работы подчинённых коллег, уже принимал худсовет, в составе которого были парторги цехов, а председателем такого совета -- парторг предприятия. Но помимо прямого кураторства там была масса ограничений подспудного свойства, например, традиции, рекомендации, курс на то-то и то-то в соцреализме и прочие "задачи искусства". А такая богатая отрасль в дизайне, как рекламная, в СССР была практически свёрнута, там реклама была и формальной, и скудной, поскольку сама государственная экономика не нуждалась в этом, она всё распределяла и не пестовала конкуренцию такого рода, которая давала бы потребителям широкий выбор или предполагала бы банкротство нерадивых-ненужных лишних и прочих субъектов. Функции были у художников либо украшательские (оформительские, так называемые), либо по большей части в привязке к политике, к идеологической агитации. Более продвинутые художники были связаны с промышленным дизайном, с полиграфией. Опять же, поскольку определение "дизайнера" в СССР ещё не было, слово не применялось, сложно задним числом определять границы профессии. Правда, в какой-то момент перед развалом страны там был образован уже "Союз дизайнеров", но мало кто знал, что это такое и к чему.
Однако опыт американский имеет под собой историю богатую, причаститься тут к дизайнерству означало для меня не то что б отринуть опыт советской работы, но пересмотреть его, отойти от стереотипов, взять лучшее, тем более что становление такого моего личного опыта в США совпало с массовым освоением компьютерной графики, пусть я застал на месте не первые шаги в этом направлении, но всё равно, начальные для многих местных профессионалов. "В прокат" уже вышел Фотошоп-4, набирала обороты новая область -- вебдизайн. Я учился работать с плоттерами, которые чертили на бумаге или резали плёнку-самоклейку. Это были также пакеты верстальных программ для настольных издательских станций, прочее и прочее, связанное с компьютерами, с цифровой фотографией.
Годы не прошли зря.
Tags: СССР, США, дизайн, работа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments