?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
22 года американского опыта
unicorn
filin7
В дизайне мой стаж, именно американский, составил двадцать два года, куда можно включить годик на посещение колледжа, трёх частных курсов и домашней самопрактики на компьютере. До этого я занимался графикой в СССР -- минимум 10 лет. Но мне больше дорог, конечно, стаж именно американский, причём я помню, как сложно было в профессии продвигаться на первых порах, в первый год, когда работодатель спрашивал в лоб и сразу, есть ли у меня американский опыт, раз я такой на вид свежий иммигрант. Опыта не было, и тогда мне не светило. Это был такой замкнутый круг, который пришлось изгрызть надрывами, чтобы прорвать. Например, стаж такой нарабатывать даже и не в графике, а буквально в живописи, что тоже, в принципе, художество. Но тут я бы больше упирал на качество такого опыта, американского и свободного, в отличие от советского, изощрённого в его лавировании между недозволенным. В СССР было для дизайнера, или художника-оформителя (конструктора) масса запретов не то что б технического, но и политического свойства. Поэтому сколько я помню, ко мне там всегда были приставлены либо парторги, либо политруки-замполиты, которые область курировали. На большом производстве, где я работал менеджером в бюро эстетики, мою работу, как и работы подчинённых коллег, уже принимал худсовет, в составе которого были парторги цехов, а председателем такого совета -- парторг предприятия. Но помимо прямого кураторства там была масса ограничений подспудного свойства, например, традиции, рекомендации, курс на то-то и то-то в соцреализме и прочие "задачи искусства". А такая богатая отрасль в дизайне, как рекламная, в СССР была практически свёрнута, там реклама была и формальной, и скудной, поскольку сама государственная экономика не нуждалась в этом, она всё распределяла и не пестовала конкуренцию такого рода, которая давала бы потребителям широкий выбор или предполагала бы банкротство нерадивых-ненужных лишних и прочих субъектов. Функции были у художников либо украшательские (оформительские, так называемые), либо по большей части в привязке к политике, к идеологической агитации. Более продвинутые художники были связаны с промышленным дизайном, с полиграфией. Опять же, поскольку определение "дизайнера" в СССР ещё не было, слово не применялось, сложно задним числом определять границы профессии. Правда, в какой-то момент перед развалом страны там был образован уже "Союз дизайнеров", но мало кто знал, что это такое и к чему.
Однако опыт американский имеет под собой историю богатую, причаститься тут к дизайнерству означало для меня не то что б отринуть опыт советской работы, но пересмотреть его, отойти от стереотипов, взять лучшее, тем более что становление такого моего личного опыта в США совпало с массовым освоением компьютерной графики, пусть я застал на месте не первые шаги в этом направлении, но всё равно, начальные для многих местных профессионалов. "В прокат" уже вышел Фотошоп-4, набирала обороты новая область -- вебдизайн. Я учился работать с плоттерами, которые чертили на бумаге или резали плёнку-самоклейку. Это были также пакеты верстальных программ для настольных издательских станций, прочее и прочее, связанное с компьютерами, с цифровой фотографией.
Годы не прошли зря.

  • 1
Приличный срок. Мои поздравления:)

  • 1