Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Безобразие может раздражать
unicorn
filin7
В последнее время я немного начал осваивать искусство фотографии, а именно, учить себя пользоваться современной фотокамерой Canon EOS 70D, такие в народе именуют "зеркалками", там внутри такая щеколда есть, отражает пучки фотонов. Техника пока-что осваивается без проблем, тем более, что мне стало интересно применять на практике навыки в композиции, которые у меня недюжинные без похвальбы, которые назвал бы для фотоискусства критичными. Дело тут в том, что компоновать я учился с детства и в художественной ещё школе, причём это составляло всю суть таинства. Педагоги не могли толком объяснить, как именно компоновать надо, и делали это в примерах интуитивно, практически без ошибок. После я знания добирал и в универе, и самостоятельно. И в эпоху современного интернета подглядел, что нынче такая грамота может преподноситься неимоверно просто, ей надо просто следовать. Например, требуется "не заваливать горизонт". Над этим много смеются, но многие продолжают заваливать, даже и щеголяя, видимо. Или популярное "правило третьих частей", примитивное до ужаса (я его не люблю) -- но когда интуиция не поставлена, что называется, надо хотя бы ему следовать, конкретно линеить снимок и выставлять, пока не научишься. Верх моего мастерства, тем временем, оттачивался десятками лет именно на цифровой фотографии, для дизайна, когда снимки либо заказчик предоставляет, либо покупаешь те для него на биржах. Работа такая, с такими снимками, во многом автоматична, потому что на биржах почти все снимки выполнены профессионалами и кадрированы грамотно, причём зачастую и умышленно без изысков, например, с намеренным включением всяких деталей "с запасом". Это делается для того, чтобы дизайнер-покупатель сам уже компоновал и обрезал ненужное (лишнее). Поэтому сейчас, когда у меня в руках профессиональная камера, я уже могу себя вообразить не дизайнером, а фотографом, ну а техника композиции, универсальная для всех художников, тут востребована непосредственно. Например, я могу выстраивать уже готовый кадр сразу, на момент фотосъёмки, а могу делать "сырой" снимок с тем, чтобы после его редактировать. На самом деле я себя не считаю фотографом. Однако требовать от фотографов могу именно своё, дизайнерское, и если те не понимают, что от них требуется, то отбирать материал (отснятое) да редактировать его, без претензий. Для этого материала должно быть в избытке, разумеется, и он  по себе сам явится чем-то вроде заготовок, не обязательно высокого художественного свойства, лишь бы без явного брака. Вот ниже пример такой редактуры. Мне просто тут в ЖЖ попалась подборка снимков путешественника, настолько чудовищных по качеству, именно нехудожественных, что я дался диву. Многое там испорчено окончательно. Но ведь автор их за такими снимками отправлялся в целое заморское путешествие, тратил деньги, время. Я могу, конечно, подозревать, что он хранит полнокадровые оригиналы своих карточек, а в публикации дал волю свободному полёту этакой творческой фантазии. На самом же деле уродливое может сильно раздражать и тех, кто в тонкостях науки и искусства не разбирается, но при том обладает вкусом восприятия, художественным вкусом. Мало того, многие рассматриваемые поделки мастеров могут публикой эстетически отторгаться, и очень резко. Это когда "не впечатляет" и когда "не нравится", и снова же, когда уродливое раздражает.



-- Так что, в плане критике я позаимствовал у блоггера один снимок из его подборки, чтобы показать, как делается редактура. Снова повторю, что снимок-оригинал, скорее всего, уже был отредактирован фотографом, и поэтому мне-редактору остаётся только править то, что можно выправить. Слева оригинал, справа его правильная версия от меня. Что тут можно ещё добавить "словами": автор использует чёрно-белый тон, это придаёт особое настроение, графичность, "историчность" или хроникальную ноту, даже и ретро в стиле. Всё это прекрасно, если б не хромала композиция. Про "горизонт" я уже писал. Тут можно отметить ещё "баланс белого", как это называется, то есть уже композицию светлотную, не линейную-пофигурную, контраст. Например, тут много светлого и фигура человека выделяется силуэтом. Прекрасно, почему ж нет. Но. Если автор решает поиграть с тенью от фигуры, то не стоило тень ту "обрезать". Но раз уж он её почикал,  мне пришлось удалить её практически всю, по низу. Как видно, правка тут моя минимальная и посильная, и после неё снимок становится годным СРАЗУ. И мало того, снимок уже выглядит удачным, профессиональным, а значит и ценным, интересным. Зритель не раздражён и  рассматривает, что же там показано. Он хвалит фотографа про себя, наверняка. -- И подчеркну, что сам этот фотограф мог бы добиться гораздо большего либо самостоятельно, будь он грамотным в этом плане, как композитор изображений, либо отдав на редактуру снимки такими, какими они вышли на матрице, без самостоятельных своих привнесений задним числом. В последнем случае никакой редактор не стал бы отрицать того, что у фотографа "намётан глаз" и что тот не зря занимался делм.

?

Log in

No account? Create an account