?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Клиент и дизайнер графики.
unicorn
filin7
Я об этом часто пишу, как и недавно. Но стоит мне обратиться к клиентам, больше к потенциальным. Это такая памятка им, она полезная, сохраняет нервы, деньги, репутацию. Кроме того, уберегает от особого рода конфуза, когда предприятие терпит крах и бакротство лишь потому, что владелец, клиент дизайнера, решил самостоятельно в дизайне выделиться. Я ниже поясню, что это.

1. Вам нужен дизайн и вы обратились к дизайнеру. Остановитесь на этом пункте. Перечитайте его: не дизайнер пришёл к вам, а вы к нему, как заказчик сервиса и разработки.

2. Есть такой нюанс в деле. Каждый человек умеет рисовать. Уроки рисования начинают давать малышам и продолжают учить школьников,  плюс черчение к тому, плюс ко всему общая грамота, когда, например, любой может наслаждаться произведениями искусства, понимать идеи произведений, их эстетическую природу, посещать музей либо обставлять со вкусом своё жилище. Но! -- не каждый человек из себя дизайнер графики. Если вы обращаетесь к специалисту, вы автоматически, если благоразумны, становитесь его клиентом, при этом принимая то обстоятельство, что специалист РАЗБИРАЕТСЯ лучше вас, он рисует лучше, чертит лучше, понимает искусство лучше, а ко всему законы успешного маркетинга, психологию семиотической-знаковой природы и массу всего, чего вам не надо знать в перечислении, но что составляет его, дизайнера, набор профессиональных качеств, а к тем качествам ведь и опыт приложим.

3. Если вы обращаетесь к хорошему и опытному дизайнеру, не ведите себя с ним, как с плохим и неопытным дизайнером. Вы на этом не сэкономите денег, а наоборот, сядете в лужу и выставите себя идиотом. Но этот пункт подчёркивает, что вы действительно можете выбрать. Это примерно то же, что выбирать врача для серьёзной операции, пусть и не критически важной с виду. Вы же понимаете, что неопытный или выпивающий хирург может "отрезать" совсем не то, но будет поздно. Да, конечно, серьёзная фирма с советом директоров обратиться может в дизайнерское бюро, которое заказ будет вести коллективно, не выделяя кого-то одного из дизайнеров. Тем не менее, мои советы применимы и тут, как принципиальные. Тем более, когда кто-то с той или с другой стороны так или иначе наделён решающей ролью или голосом.

4. Мнительный клиент захочет, чтобы дизайнер обосновал ему то или иное решение. Это его право -- знать. Но загвоздка в том, что дизайнер не обязан этого делать. И тем более, что объяснить "красивость" или "изящество" или "соответствие" и ещё с пару дюжин характеристик невозможно вообще. Дизайнер графики не философ-эссеист и не популяризатор отрасли, в которой занят. Он может обрисовать свой концептуальный подход к решению дизайнерской проблемы (а это проблема!) и показать, каким образом такой подход увязан с поставленной клиентом задачей. И -- всё на этом. Клиент же может не соглашаться. Когда "не нравится" -- никто ж не заставит насильно быть милым. Поэтому у дизайнера просят варианты, и это оговаривается в контракте. Но даже и тут: никто не заставит недовольного клиента использовать дизайнерскую разработку, которая ему не по душе. Что это значит? Это значит, что имеет смысл обратиться к другому дизайнеру, их ведь много, не так ли?

5. Есть очень неприятная практика. Это когда отношения между клиентом и дизайнером не закреплены в договоре. В этом и суть такого оформления, чтобы избежать конфликта с обращением в суд или терпеть убытки без возмещения. Ни та, ни другая сторона тут не выиграют. Обращаясь к дизайнеру, обратите внимание: если он не показывает готовность предоставить вам на согласование контракт, проявите инициативу сами.

6. Скользкая дорожка. Если вы решите, что ваш личный вкус в деле решения дизайнерской проблемы должен главенствовать, при том вы полагаетесь на свой вкус настолько безоговорочно, что не подозреваете отсутствие у себя вкуса вообще либо дурновкусия, вы начнёте на дизайнера, что называется, давить. При этом вы рискуете попасть в разряд беспокойных клиентов а ещё хуже, когда вас причислят к "сумасшедшим". Если клиент придёт к портному, тот ему сошьёт костюм, но после десятка примерок с переделками, на которых настаивать будет он сам, с трудом согласится, что удовлетворён, то клиент такой рискует быть осмеянным обществом на первом же балу: его новенький смокинг выдаст в нём именно такого, сумасшежшего клиента со странностями. Внимание: репутация портного не пострадает. Вот такая вот жизненная притча. Люди поймут, что портной имел с этим господином проблемы и что после четвёртой примерки (а было десять, как я писал выше) решил "удовлетворить" все запросы сумасшедшего, просто опустив руки и не найдя другого выхода, чтобы не ругаться и не скандалить.

7. Я люблю примеры с портным, хотя сейчас, видимо, больше покупают готовое платье, а потом как-то подгоняют. Но всё же, видимо, знаменитые кутюрье делают что-то именно индивидуальное, для "звёзд". Тогда такие "звёзды", когда свои наряды демонстрируют, не преминут назвать имя дизайнера одежды, ведь одно такое имя многое может значить при том, что сам наряд может поначалу не вызвать интереса а то и критику воспламенить. -- Но такого обычно не случается. А вот в графическком дизайне таких кутюрье-знаменитостей нет, вообще нет громких имён за редким исключением. Могут быть дизайнеры с чем-то заметным в списке своих исполненных когда-то работ, например, когда автор какого-то логотипа вдруг узнаёт, что фирма с этим логотипом стала мировой сенсацией, популярной и успешной и знаменитой. Но начинала такая фирма скромно, и кроме удачного логотипа у неё наверняка была масса других предпосылок к успеху.
Или такой пример. Знаменитый дизайнер Пол Рэнд, американец (покойный). Казалось бы, что-то из-под руки этого мастера, те же логотипы, должны стать реликвиями в действии, раз их пользуют солидные крупные фирмы. Но не тут-то было. Фирмы, сообразуясь с современными запросами, логотипы того Рэнда снимают и ставят что-то иное, не связанное с известным дизайнером вообще. Это говорит о том, что дизайнерская разработка не является произведением искусства в чистом виде, у неё свойства более утилитарные, и славное имя дизайнера не всегда служит интересам бизнеса тогда, когда бизнес такой свои прежние запросы давно перерос.

8. Велик у клиента соблазн за свои же деньги причаститься к высокому, как он считает, творению. Если дизайн выйдет успешным при его, клиента, занудстве, то он припишет много славы и себе. Беда в том, что такого практически не бывает. Оптимальный путь тут просто называть имя дизайнера, когда кто-то захочет сделать комплимент насчёт графики. Поверьте, найти хорошего дизайнера и пользоваться его услугами постоянно -- тоже элемент как везения, так и разборчивости с пониманием. И тут нюанс. Если вы плохой заказчик, дизайнер после первого же опыта не захочет иметь с вами дело. В итоге вы обратитесь к неважным специалистам и дело пострадает. Да, есть дизайнеры и неопытные, и не совсем грамотные. Но мало того, вы должны знать, что иной дизайнер переспросит, с кем вы имели до него дело и почему отказались от его услуг. А ещё вернее, он с тем дизайнером, с прежним, свяжется и переспросит. И если у вас репутация "плохого клиента", скорее всего вам новый дизайнер откажет в услугах. Помните, хороших дизайнеров мало, но у всех, практически, дизайнеров, клиентов в избытке, море потенциальных клиентов и тем более постоянных, проверенных.

9. Хорош пример Гитлера, известного мерзавца. Он был самодеятельным художником, амбициозным. Но его не приняли в академию. Казалось бы, такой человек и монстр, прийдя к власти в своей стране и став диктатором, уж развернётся во всю ширь и докажет, что его хобби под собой несёт недюжинную силу гения и не было оценено вовремя. Но что делает Гитлер? Он привлекает талантливых дизайнеров и ставит им задачи, он также привлекает архитектора Шпеера и никоим образом не отрицает роль специалистов, пусть и ставит им задачи так, чтобы свои вкусы продвигать. То есть уж как ни считай данного фашиста бесноватым, но он был превосходным КЛИЕНТОМ.

10. Говорят, что в Америке где-то 20 процентов населения душевнобольные. Они не находятя в лечебницах, поскольку не буйные. Вот и получается: к тебе обратилось сто человек с заказами, из них будет 20 сумасшедших. Дизайнера я выше и с доктором сравнивал, и это тоже в тему. Но проблема в том, что просто так вы в контакт с ненормальными не вступаете, они идут своей дорогой, а вы своей. А вот по работе -- другое дело. Тут идёт поток клиентов, и они разные. Душевнобольным, кроме всего, не запретишь владеть фирмами или заведениями, а последним, разумеется, необходио оформление. Да, таких клиентов много, и порой мне кажется, что я нахожусь в центре какого-то злосчастного дурдома (это грубое словцо, но тут подходящее). Но какое значение может иметь данный пункт для памятки? -- Просто, я пожелал бы заказчику НЕ СХОДИТЬ С УМА.

11. Продолжая прежний пункт. Клиентами считаются и покупатели в лавке, заказчики небольшого рутинного сервиса, например, стирки простыней либо стрижки головы. Разумеется, что с проблемными клиентами морока у всех и по цепочке. Однако в области дизайна проявляется у клиента особое буйство фантазий, когда он что-то представляет и к этому стремится, не в силах выразить словами. Это особого рода ажиотаж и раздражение с готовностью платить. Мягкотелый дизайнер, получив такого заказчика, очень скоро поймёт, что над ним изощрённо издеваются. А издеваются обычно те, кто считает себя носителями высоких эстет-идеалов. -- Тут я снова спрошу у них: А зачем же вы обратились к профессионалу? Делайте сами, раз вы чётко знаете, что вы хотите, по всем абсолютно пунктам до каждой мелочи! -- Однако они не знают, лишь делают вид. А когда запутываются, то страдают. А когда страдают, то принимают своё состояние уже за этакие творческие муки. Зачем же им тогда дизайнер? -- А чтобы страдал ещё больше, за компанию.
Но тут я подскажу людям в здравом уме. Если вы действительно чётко представляете, что вам надо, сформируйте это знание в исходное задание, дайте задание дизайнеру и проверьте результат. Наверняка вам дизайнер подскажет возможные обнаруженные ошибки -- в постановке задачи либо в задумке вообще.

12. О комбинаторике. Очень часто клиенты, получив от дизайнера конечный продукт на утверждение, пытаются "перепроверить" его таким способом: " А что, если вот это чуть левее, а вон то правее и повыше?" "А давайте заменим круг на квадрат", "Вместо синего надо красный, а вместо чёрного что-то повеселее, например жёлтенький"...  То есть, тут уже начинается вмешательство в процесс в виде перестановок элементов, это и есть комбинаторика, пустопорожнее занятие под видом разработки. Комбинаторика не имеет ничего общего с дизайном и может использоваться дизайнером самим лишь в русле отработки вариантов,  дозированно, а не спонтанно с теми графическими элементами, что уже "даны" и фигурируют в комплексном конечном продукте. Если вам что-то не нравится, сообщите об этом дизайнеру, он исправит или уточнит, что именно вы имеете в виду. Но не старайтесь подсказывать решение, вы поставите себя в очень глупое положение.