Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Плохие дизайнеры
FK
filin7
Кому нужны плохие дизайнеры? По всей видимости, плохому клиенту нужен, просто необходим дизайнер похуже. Плохой [клиент] выпьет из того все соки и поселившись в пустой куколке довершит плохой дизайн, отвратительный, сам. Но это полбеды. Такой клент непременно, пресытившись, захочет иметь дело с хорошим дизайнером. Можно спросить, возникнет ли в последнем случае некая искра? -- Нет, не думаю. Плохой клиент заведомо дурак, в дураках и останется, правда, может потрепать нервы, когда ему не выставить рамки в пределах заказа. Обычно, если дизайнер заключит сделку с клиентом на словах, не возьмёт предоплаты, не оговорит сроки либо число эскизов для разработки проекта и т.д., всё худшее в клиенте моментально всплывёт на поверхность. Однако хорошему дизайнеру пригодится любой опыт, в том числе и такой, когда лучший дизайн, его продукт, калечится запросами дегенерата с деньгами. В принципе, идти на поводу безмозглого клиента -- практически фатальная стезя. Пытаясь потворствовать дурновкусию, хороший дизайнер имеет риск деградировать, иссушить своё творчество, но риск такой велик именно тогда, когда плохой клиент зачислен в постоянные, когда ему не отказать в силу каких-то причин. При этом хороший дизайнер будет стремиться от ненормальных избавиться, не иметь с ними дела (это ведь так естественно), а при случае даже рекомендовать плохому клиенту плохого дизайнера. При этом, конечно, затруднений не возникнет, поскольку плохих дизайнеров очень много.

Когда я рассматриваю работы плохих дизайнеров, у меня нет особых чувств, тем более нет злорадства или, например, чувства превосходства, каких-то тщеславных мыслей по типу "я бы до такого не опустился", "я этот этап давно перерос" и проч., но мне иногда приносят такие проекты на переработку, доработку, что-то чужое, что не удовлетворяет ... плохого клиента. Я уже выше показал, как работает механика. В итоге на руках у плохого клиента как раз и будет плохой дизайн, причём, такой плохой дизайн ему мог состряпать ХОРОШИЙ дизайнер. Поэтому надо вещи различать. Сам факт, что ты у данного клиента уже третий-четвёртый, и он тебе преподносит пачку разработок предыдущих исполнителей, говорит о том, что и твой вклад попадёт в ту же стопку, а сумасшедший продолжит свои хожденья по рукам.

Собственно, может действовать неплохое правило: хорошим дизайнером будет тот, у которого хорошие клиенты, постоянные либо по рекомендациям от хороших, то есть -- добротная клиентская база.

Исходя из моего личного опыта работы в Нью-Йорке, я мог бы сказать, что на тысячу клиентов может быть где-то пять-шесть хороших. Но примерно та же пропорция и на долю хороших грамотных дизайнеров: это доля процента, дробная часть, всего лишь.

Разумеется, что плохой дизайнер станет принимать плохого клиента за хорошего, тем более, когда плохой клиент почувствует, что он может данного работника "научить" или выжать из того "шедевр", тем самым поднявшись выше, удовлетворив свой якобы изысканный эстетский вкус и в целом запрос. Ситуация будет хуже, когда оба найдут себя и заключат этакое долговременное партнёрство: один рад другому. Ну а поскольку дизайнерство под собой имеет, всё же, коммерческую основу, плохой дизайн приведёт неразборчивого заказчика к неудачам и краху, но это в долгосрочной перспективе, когда сотрудничество действительно постоянное. В то же время, у плохого дизайнера может со временем выработаться свой стиль и прижиться на рынке. И тут мы можем справедливо заключить, что нельзя на человеке ставить крест, что у каждого есть перспективы роста и свой шанс преуспеть. Но при этом, конечно, стоит понимать, что сложившийся профессионал, дизайнер, будучи в общем плохим, бесталанным, изначально бесперспективным и закоснелым -- шансов не получит никогда. Это примерно как плохой певец. Его будут приглашать не в фешенебельные рестораны, а в дешёвые для нетребовательной публики, петь он будет немного фальшивя, но при том всегда иметь горячий обед и бесплатную выпивку.

Надо тут отметить, что найти хорошего дизайнера нелегко, это понятно, но проблема и в том -- для того же заказчика -- что тяжело отличить одно от другого, распознать, что пред тобою хороший дизайнер, что повезло.

Я могу подсказать некоторые параметры.

Первое: забудьте про компьютер. Если вы обратились к мастеру и он не тычет вам в глаза свою машинку (лаптоп, гаджет, сервер, вебсайт), а берёт в руки блокнот и карандаш, записывает, конспектирует и тут же что-то рисует, выявляя набросок -- перед вами представитель хорошей школы и высокий профессионал, скорее всего. И при том, разумеется, на этапе только лишь заказа вы убедитесь в том, что задача ваша сформирована и выставлена. Конечно, основная масса дизайнерских разработок в наше время компьютеризована, однако хороший дизайнер не станет этим злоупотреблять и в процессе работы над проектом, уже получив заказ. Вот пример. Мой артдиректор дал мне некую архитектурную-дизайнерскую разработку, выполненную карандашом на бумаге. Нового там не особо, мы совместно с ним отработали примерно все типовые детали чего-то схожего, раньше. Это такой технический эскиз в лучах перспективы, или как модно говорить, "трёхмерная" композиция, без использования рейсшины, от руки. А дал он мне, чтобы я оцифровал, сделал "красиво" на компьютере. На что я ему ответил, что лучше послать клиенту его рисунок как есть, поскольку это уже представление, это самоценная работа и она не требует приукрас. Разумеется, что на каком-то этапе клиент может захотеть посмотреть на проект действительно в трёхмерном изображении с различных ракурсов или на рендеринг, когда выполнена визуализация, приближение к реализму в макете. Тогда мне не составит труда, разумеется, используя умную программу переложить идею моего артдиректора в цветных картинках с оттенками. В итоге я просто отсканировал рисунок начальника и отослал его клиенту, то есть всё же таким образом "оцифровал", хотя мог и просто сфотографировать на цифровую же камеру. Словом, как инструмент, компьютер и подобная техника за кадром творческого процесса могут фигурировать. Раньше это была факсмашина, до сих пор у нас в офисе стоит. Вывод таков: хороший дизайнер должен быть художником, он умеет рисовать или может показать, что он это умеет.

Второе: имейте дело с опытным профессионалом. Хороший дизайнер будет опытным, за его плечами будет не менее десятка лет работы на поприще, а лучше и пара-тройка десятков, когда желается не просто хороший специалист, но лучший. Тут можно сравнить дизайнерское мастерство со школой восточного единоборства, кунг-фу, к примеру, если отбросить мистику и посмотреть, как мастерство растёт и крепится, через практику и постижение массы смежных дисциплин, глубокое изучение определённой школы и так далее. Но в том кунг-фу есть определённые ранги, они отрабатываются, в том числе и на соревнованиях. Действительно, немолодой мастер будет иметь высокий дан, соответствующий авторитет и способность продемонстрировать высокий же класс в поединке, легко справляясь не то что б со случайными напавшими, в самообороне, но и с такими же борцами, за плечами которых не столь большой опыт и нет высокого класса мастерства. Это пример немного вульгарный, мне кажется, тем не менее, тут важно упоминание школы. В дизайнерстве это будет чистый опыт и собственный стиль мастера.

Третье: талантливый художник может оказаться хорошим дизайнером. -- Об опыте можно не говорить, когда пред вами талантливый художник, чьим талантом восхищаются многие. Это может быть, конечно, и совсем юная персона. Если такого человека можно будет "соблазнить" на дизайнерскую разработку, вполне может оказаться, что та тоже будет на уровне и добротной. Я веду речь о графике, а не о моде в мире одежды (кутюрье). Поэтому дизайнерская работа не станет нести на себе этакий свет звезды, заведомо быть обречённой на универсальный успех. И всё же, такое привнесение со стороны может, повторюсь, быть плодотворным. Однако если дизайнер, который по себе и художник, выступает профессионалом именно в дизайне, он характеризуется как грамотный и полноценный специалист. Но дизайн по себе -- не искусство. При этом художник-профи скорее всего ничего не будет смыслить в дизайне. Так что данный третий пункт можно посчитать исключением. Кстати, я на днях как раз рассмотрел работу такого иллюстратора, графика, который попытался взять на себя функции дизайнера и сел в лужу.

Наконец: хороший дизайнер не определяется по величине запрошенного гонорара. Хотя это в известном случае -- фактор. Выше я рассматривал связку дизайнеров с клиентами. Иногда высокие расценки дизайнера способны держать сумасшедших клиентов на большой дистанции. Плохие клиенты, обычно, сразу же впадают в шок, потому что не возьмут в толк, "за что такие деньги". Хороший клиент, напротив, не только платежеспособен, но и вполне представляет, из чего складываются цены, что стоит вложения капитала и самое главное -- понимает, что ему нужен хороший дизайн.

В заключение можно сказать, что не стоит пугаться и проклинать судьбу, если вам попадётся плохой дизайнер. Обычно, средней руки дизайнер обладает знаниями и навыками на достаточном уровне, чтобы выполнить удовлетворительную работу, а может и такую проходную, где нет нужды проявлять особое мастерство, и это будет, например, что-то в области вёрстки текста, там какие-нибудь рекламные листки, прочее по установленным шаблонам, допустим, простенький фирменный стиль с визитками, логотипами и т.п. -- снова по шаблонам (с чужими фотографиями, с клип-артом) и в принципе заурядное. Большее и высшее мастерство уже прослеживается в жанре плаката, оформления интерьеров, вывесок, крупных рекламных установок-изображений и массы всего прочего, включая более глубокие разработки "бренда" с уникальными и примечательными характеристиками. Но кроме того, бывают случаи, когда и хорошие дизайнеры могут перемудрить, как это легко проследить на примерах олимпийских логотипов. Я их рассматривал в дизайн-паноптикуме.

Тем не менее, поскольку люди порядочные всегда стремятся к лучшему, я бы рекомендовал им пользоваться услугами высоких профессионалов, когда это возможно, ну и соответственно избегать профанов с шарлатанами.

?

Log in

No account? Create an account