Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Category:

Что такое фотореализм в живописи.

Прежде всего я бы отметил, что фотореализм или гиперреализм в современной живописи больше смахивает на трюкачество и назвать его особым достижением в области изобразительного искусства нельзя, это не достижение. Смещение понятий лежит в плоскости сравнения. Так, если неискушённый зритель сравнивает живописный портрет с оригиналом (с натурой -- натюрморт) и находит примечательную схожесть, и восклицает "Как похоже!" или "Как живой!", то понятно, что многие художники могут воспринять посыл буквально, стараться довести "похожесть" до максимума и тем якобы достичь вершины мастерства. Но, позвольте, этим же может прихвастнуть бездушный электросканнер: вложите в него фотокарточку и он снимет почти стопроцентную копию в цвете. Искусством это, разумеется, не является. И при том, разумеется, что живописец для стопроцентного сходства чего-то им изображаемого с оригиналом станет ... использовать ту же фотографию (фотоизображение). Однако течение такое не новомодное, поскольку исстари художники так и поступали, они стремились показать долю сходства в своих полотнах, дать эффект иллюзорности. -- Отсюда и название соответствующее, живопись. Однако надо учесть, что такие мастера творили в эпоху до изобретения фотографии. Кроме того, максимальная схожесть была желаемой там, где заказчик требовал именно такого портретного сходства, допустим, для галереи своих предков в родовом замке. В то же время портрет не парадный также не чурался максимального сходства, однако достигалось такое сходство обычными техническими средствами, для живописи они, допустим, в технике мазка без имитации чего-то иного. Но если нынешние "живописцы" стремятся к сверхреализму, они будут, скорее всего, мазки скрывать, то есть имитировать своей техникой -- фототехнику. Бесспорно, что фотография из себя отдельный вид искусства. Поэтому живописец-имитатор низводит исскусство живописи к малозначимому и вторичному. Мы можем вспомнить, как Леонардо да Винчи писал свою Джоконду. Он тоже скрывал мазки путём бесчисленных лессировок и наложений лаковых слоёв, добиваясь чего-то наподобие свечения "кожи" и эффекта иллюзорной живости в целом, правда, потратил он на это более десятка лет, на один лишь небольшой портрет. Если считают, что та Джоконда загадочна, то именно в силу приведенных обстоятельств, я считаю. Лично у меня она восторгов не вызывает и я не стремлюсь увидеть полотно Леонардо за стеклом -- специально. Мне хватит репродукции. Вообще я не сторонник того, чтобы художник посещал выставки других художников и стоял под полотнами, разглядывая то, что движет его профессиональным иннтересом в деталях -- и если он не студент по себе. Например, в Нью-Йорке я очень нечасто такие выставки посещаю, хотя в городе, как известно, много музеев. И если уж посещать, то я бы предпочёл это делать без компании друзей-туристов и с какой-то определённой целью, хотя целей таких на сей момент нет, опять же, когда хватает репродукций. То есть у меня подход профессиональный и я понимаю, что другой профессионал в своих произведениях бъёт на эффект, что называется, и он попадает в цель, но как художник я себя отделяю от остальной аудитории и рассматриваю в творчестве коллеги (пусть и классика ушедшей эпохи, кого угодно) что-то своё и специфическое. Это не значит, что на меня, как на зрителя, эффект не действует вообще.
По данной теме я уже что-то писал в блоге. Мог бы добавить, что сторонником фотореализма я не являюсь и мастерами таких трюкачей не считаю абсолютно, это не художники вовсе. Хотя, может, для жанра и сойдёт. Это когда живописец демонстрирует, что он может механически "сканировать", как я показал выше. Всего лишь.

Как художник, кстати, я вовсе не чураюсь фотографии. И это когда фотография носит функции вторичные для живописи, как элемент инструментария, элемент усиления истинно сходства -- как УЗНАВАЕМОСТИ для живописи реалистичной (а не фотореалистичной) или реалистической. Так, если я делаю фотоснимок места с целью запечатлеть его на полотне, я такой снимок выстраиваю и чётко знаю, чего добиваюсь. В данном случае фотаппарат мне заменит труд эскизирования и сэкономит время, а фотоснимок явится опорным для памятного. Глядя на него, я могу вспоминать что-то сопутствующее месту, его краски, дух, настроение того времени и прочее, что не попадает, как говорится, в кадр и лежит за кадром. То есть, для меня фотокарточка или цифровой фотоснимок может являться своеобразным подстрочником.
Tags: живопись, художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments