?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Фильм "Вертикаль"
unicorn
filin7
В связи с кончиной Говорухина, режиссёра, решил пересмотреть его фильм "Вертикаль", там правда ещё один режиссёр был задействован. Это кино 1967-го года, и я его очень давно не пересматривал, ну а песни Высоцкого, конечно, на слуху всегда, и тем более с той поры, ведь тогда же, после прьемьеры, была выпущена пластинка с 4-мя или с пятью песнями барда, после чего он стал знаменитым в широких кругах наших граждан. Вообще, фильм вышел очень уж музыкальным-песенным, и если не обращать внимание на такие мелочи, как на сценарий либо на тему альпинизма и спортивной героики, то можно было б желать ешё больше Высоцкого, чтобы не уходил из кадра. Я не против лёгких бездумных музыкальных фильмов, и тут даже вспомнить можно опыт Пресли, который снимался без остановки, пел и плясал, в десятках кинокартин. Ну а так вышло не очень, скомканно, герои шаржированы, линии актёров укорочены, царит недосказанность и попытка эстетизировать опасную красоту гор, хотя для любования вершинами отводятся секунды, а больше фальшивого карабканья по скале, когда камера наклонена для имитации крутизны. Ну и главная несуразность картины -- очень большое место для сцен с грузином "Виссарионом", когда динамическое начало вдруг тормозит, чтобы снова разогнаться. Нарочитая мудрость этого грузина, носяшего имя папы Сталина, много внимание выпивке, хотя гости-альпинисты подчёркивают, что им нельзя -- и хозяин снова настаивает, потом снова, и через пять кадров снова.
Не знаю, насколько актуальна критика нынче, фильм действительно старый, но у меня не поднимается рука относить его к классике. Я никогда не считал покойного режиссёра талантливым либо приметным. Ну а в какие-то моменты, не столь давние, просто поражался его безумным выходкам на поприще прикладной политики. Куда-то он там влезал, за кого-то хлопотал, нёс полную ахинею со строгим лицом то ли пророка, то ли советского апостола. Я не мог взять в толк, зачем профессионалу лезть в такие дебри, а не заниматься кинорежиссурой, чтобы оставить по себе добрую память.
Кстати, надо сказать, композитор фильма, мне кажется, именно тот из создателей, кто оказался на высоте. Музыка (мелодия) конкурирует с песнями Высоцкого, и делает те в сопоставлении неважнецкими, какими-то начитанными и речитативными, почти считалками. Вредного эффекта удалось бы избежать, если бы пел певец в кадре, а не за кадром -- тоже кажется. Во всяком случае, талантливый без сомнения песенник абсолютно не справляется с киноролью, он актёром был неважным и то, чем мог действительно блеснуть, почему-то разбавлял преснятиной (певец поёт или "играет" самого себя, а не подыгрывает своему образу через актёрскую роль). Наверное, позднее Говорузин понял, что в молодости переборщил с перебором. Он снова снял Высоцкого в картине или в телесериале, не давая тому петь вообще, и снова прогадал (там была роль Жеглова, в детективе).