Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Category:

Почему я не приветствую тайны золотых пропорций в дизайне.

Пропорции, по которым членится изображение на стадии проектирования, или композиции, весьма с виду вычурны. Это всякие там спирали золотые, ряды Фибоначчи, прочее, что у природы подглядеть можно, вроде "золотого сечения". Есть и некое пресловутое правило трёх делений -- когда формат делится на три равные отрезка туда и сюда. Я не стану это описывать в деталях. Однако считается, что вот, на просчитанных линиях, в закутках пунктирных завитков -- там надо прокладывать границы элементов, которые в совокупности создадут картину, ОСОБО ПРИЯТНУЮ ГЛАЗУ. Откуда это, вообще, пошло? -- Видимо, из архитектуры. Да, там, где очень многое держится на расчётах, там и не грех вводить благородные пропорции, как у храма Парфенона. Это в итоге не то же, что двумерное изображение, как картина или фотография.

Художник и фотохудожник без всего этого может обойтись. Почему? Потому что расчёт не совсем сочетается с творческим порывом. А больше и потому, что у художника глаз достаточно намётан, если это, конечно, грамотный мастер. Он и без расчётов скомпонует, "как надо". Мало того, не каждый приверженец всех вот этих магических геометрических формул понимает, что живое и душевное в свою работу этим не привнесёшь, выйдет сухое, рациональное и скучное.

Это справедливо и для графического дизайна, причём дизайнер грамотный -- он в себе сочетает навыки и художника (рисовальщика), и фотографа. Есть такой, кстати, дизайнер России Лебедев. Так он как-то сознавался, что не умеет рисовать. Зачем же заниматься ему дизайном? -- Впрочем, там на выходе и продукт соответствующий, за пятнадцать лет не продвинувшийся даже на среднюю ступеньку подмастерья.
В дизайне большую роль играют сетки или модули, а не столько "правильные" пропорции. Однако и сетки те применять вовсе не обязательно, если некие "силовые" линии подразумеваются, допустим, простые диагонали, границы полей, линии осевой симметрии и прочее. Такая схема-разлинейка может применяться, допустим, для компьютерной вёрстки книг и журналов, как система-план.

Разумеется, в графических редакторах можно набрасывать всякие "умные" сетки и чуть ли не автоматически по ним что-то в формате располагать, или же на экране фотокамеры давать сетки, выстраивая кадр. Однако без этого любой творец должен понимать, что основа композиции есть просто центр с захватом краёв или смещение к краю (к краям), и всё. Модулируя это размещение НА ГЛАЗ, то есть компонуя быстро и снова же автоматически, при навыке, любой график выполняет свою задачу сполна.

Примечание.

Смещение части изображения к краю, как базовая композиция наряду с занятием центра формата, понятно, требует баланса деталей. Разумеется, при этом изображение должно иметь то, чем балансировать, то есть не одну единственную деталь, а несколько, либо протяжённость от края к краю и т.п.
Однако в дизайне, допустим, плаката, разбалансированная композиция также может выполнять свою задачу при задумке. То есть художественный замысел всегда имеет приоритет над рациональным построением. Вот что важно знать новичкам и сомневающимся.

Далее см.
https://filin7.livejournal.com/1128294.html
Tags: дизайн со смыслом, мастер-класс, пропорция
Subscribe

  • 20 лет

    Америка отмечает печальный юбилей, 20 лет с момента страшной трагедии, нападения террористов. Я был свидетелем теракта в Нью-Йорке, в одном из…

  • Читая объявления о найме дизайнеров

    Я удивляюсь этим объявлениям. Это сайт LinkedIn мне поставляет. Я просил их присылать, что по спросу на графиков-дизайнеров. Ну вот, к примеру,…

  • Испытание

    Ездить каждый день с работы и на работу, в подземке Нью-Йорка, это большое испытание. У меня поездка в один конец, ещё и с пересадкой на узловой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments