filin7

Category:

Странный праздник-2

Почему, продолжая мысль предыдущей заметки, праздник «День Победы», как он отмечается в России многие десятки лет, видится достаточно странным. Десятки лет эти — они тянутся ещё с традиций, установленных в СССР. Однако тогда была очень сильна идеологическая машина, и без влияния государства его граждане, скорее всего, отмечали бы день 9 мая невыходом на работу, чего было бы вполне достаточно для государственного, всё же, праздника. 

Однако посмотрим, что же происходило и происходит на самом деле. Проблема в том, что отмечается данный праздник высоким накалом эмоций, имитирующим триумф и ликование собственно первого дня объявленной победы над фашистской Германией и её союзниками. Ликовали тогда, понятно, все те, кто войну пережил, кто буквально выжил в блокаду, в оккупации, на поле боя, кто ждал возвращения с фронтов своих близких, — и кто не дождался, увы: потому и со слезами на глазах — ликование, как торжество духа и благодарности павшим героям ...  — Тут можно много приводить всяких факторов, которые знаменуют собой избавление от угрозы и нейтрализацию опасного противника.

Странность такая: нельзя то же самое отмечать каждый раз — как в первый раз. Поэтому по прошествии 76 лет помпезное торжество перерастает, как уже упомянуто, в карнавал. Однако никто не говорит, что карнавал это плохо. Но тогда не надо надрыва. Зачем грозить всему миру, демонстрируя свою военную технику как бы под занавес, словно та только-только отмыта и пришла возвратом из логова разбитого врага? Что такое триумф в понимании, каким это было в Древнем Риме? Я думаю, это был одинарный праздник: одна победа — одно отмечание этой победы. И всё.

Но у странности и другие корни. Это, прежде всего, непреходящее горе. Но как можно целой нации семьдесят лет подряд рвать на себе волосы? Почему моё детство было отравлено целиком — вот этой войной, которая была до моего рождения? Всё молодое поколение послевоенное это пережило, не только я. Вот чем был культ Победы. А сейчас мы видим лишь его отголоски, и они порой несуразны. Например, я помню, в Ленинграде установили памятную доску Маннергейму, сам министр культуры тогдашний. Это же недавно было. Или какие-то ленточки в моду вошли, в полоску. Или абсолютно безумные акции с какими-то «бессмертными полками», или малышей рядят в гимнастёрки — и так далее.

С другой стороны есть примеры очень древних праздников. Допустим, это Ханука – еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, произошедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Но я что-то не слышал, чтобы иудеи в адрес «антиоховцев», то есть в наши дни, талдычили о том, что «можем повторить», клеили на свои авто соответствующие стикеры и мало того, чтобы проводили военные парады с портретами Маккавея на штандартах. Нет. Праздник отмечают по домам, зажигают огоньки, дарят детям какие-то деньги.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.