filin7

Categories:

Приучил себя не нервничать

Работая десятки лет дизайнером в мегаполисе, я приучил себя к тому, что неизбежно. А именно — что заказчиков дизайна много, очень много, и что практически все они сумасшедшие. Наклон у меня выраженный коммерческий, то есть заказывают те, у кого бизнес и кому до зарезу НАДО. Это такая текучка. Разумеется, я бы с охотой взял уклон этакий академический, когда солидный, грамотный заказчик не спешит и понимает, что нужен ему такой же грамотный специалист, художник и дизайнер, которого не стоит раздражать. Попадаются такие клиенты, к счастью, но редко. И тем более, на таких клиентов работать могут, наряду со мной, крупные дизайнерские коллективы.

Тут надо учитывать, что сумасшедший клиент, бизнесмен, он как раз в бизнесе в своём, в не особо высоком звене — успешный. То есть он, как владелец, обращается к дизайнеру непосредственно или через нанятого консультанта и он как бы конкретно знает, что именно ему нужно. Он же хочет КАК ЛУЧШЕ. На самом деле он мало представляет, какой именно дизайн ему необходим, поэтому дизайнер, в его понимании, это такой нанятый на некоторое время интерпретатор его же скрытых желаний. К примеру, это хозяин рыбного магазина (сети магазинов), или хозяин ювелирного, или спа-салона и так далее. В большом городе таким заведениям или предприятиям необходимо оформление фасадов, вывесок, интерьеров, наружной рекламы и много прочего. Понятно, что прокол в чём-то одном легко ведёт к банкротству заведения, допустим, ресторана, который теряет клиентов по причине непривлекательности. Тут позиций много и разумеется, что дизайнер должен быть первым, кто даёт предпринимателю подспорье. Это в идеале. 

На деле, как и показал выше, обратившийся к дизайнеру полагает, что он пришёл к портному и выбирает себе ткань, покрой и технику пошива — на костюм, который дожен СИДЕТЬ и в котором не стыдно будет выйти в свет, дабы завести полезные знакомства. Это приблизительная аналогия. Я просто хочу показать капризного клиента, который, к примеру, пошитый костюм заставляет перешить, чтобы то-то и то-то переместилось туда-то, а талия казалась уже. У клиента, как понятно, своё личное представление о красоте и добротности пошива, к тому же о моде на текущий момент, и он как бы лучше специалиста разбирается, ЧТО ЕМУ ИДЁТ.

Беда в том, что в области дизайна ситуация гораздо драматичнее. Клиент, который и капризен, и трохи больной на голову, дизайнером воображает себя.

Приучив себя не переживать, я могу пойти на поводу у такого клиента, поскольку выбора у меня, собственно, и нет. Клиентов мне поставляют, я их не выбираю самолично. Разумеется, это почти на сто процентов, что такой клиент, настоявший НА СВОЁМ ДИЗАЙНЕ, то есть профан, дилетант и дурачок, получает в итоге некий визуальный мусор и практический в деталях антиэстетический псевдодизайн. Если такой бизнесмен хорош в своём деле, допустим, у него крупный супермаркет, до сих пор приносивший прибыль, то после реновации с привнесениями, когда бизнесмен решил ВОТ ТАК ВОТ УКРАСИТЬ, а ВОТ ТАК ВОТ ПОКРАСИТЬ — дела идут не в гору, зачастую, а вниз, в трубу. Бизнес вылетает.

Вот одно заведение, к примеру. Это был бутик, мужские сорочки. Я им делал дизайн фасада. Клиент подослал какого-то консультанта, который приходил в офис и стоял над моей душой. Это был последний раз, когда я открыто понервничал, но сумел в диалоге как-то вывернуть, чтобы не показаться грубым. Клиент и его вот этот посредник настояли на «своём дизайне». Им сделали, как они хотели. В итоге бутик простоял года три. Находился он неподалёку, так что я мог видеть периодически, что посетителей там не было, ни одного. Дизайн фасада там был фантасмагоричным, с чугунным литьём, покрашенным под золото. Абсолютный трэш. То ли банкроты, то ли убрались в другое место, бросив всю эту красоту. Новый хозяин помещения всё это сломал и выбросил — и снова ко мне обратился. Надо фасад переделывать, и лого новое, и фонари подобрать, и прочее. Я стал подозревать, что там орудует тот же консультант, который в офис уже не наведывается, а морочит голову в переписке. Сколько тянется новый проект? — Два года. Это будет мгазин другого профиля, не одежды. Подходит проект как бы уже к завершению, и сам этот ненормальный посредник так и пишет, что мол надежду выражает. Но это он выражал и 4 месяца назад. Сколько я сделал вариатов для этого нового фасада? — Вы не поверите. Более 30-ти. У меня уже не хватило алфавита для индексации, и в ходу сейчас числовой, это номер 16. Перебор вариантов, то есть метод комбинаторики, это не дизайн, разумеется. Как босс это отражает в сметах, меня не касается. Может, за перебор стольких вариантов ему платят, поэтому все как бы довольны, и выгода будет, по идее, как бы всеобщей. Но я уже не нервничаю. Пожалуйста, хоть сотню вариантов сверх этого. Их может быть десять в двенадцатой степени, если отбрасывать самое безобразное или нелепое. А кто рассматривает варианты? Ну, вот этот посредник, а потом и заказчик, то есть две инстанции, причём заказчик подключает, видимо, многочисленную родню, как в семейном бизнесе бывает.

 Теперь спрашивается, будет ли у них в итоге первоклассный архитектурный дизайн экстерьера? — Ой, нет. Сильно сомневаюсь.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.