Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Уроки мастеров

На этот раз мы рассмотрим два-три плаката мастера швейцарского дизайна, или пионера интернационального стиля в дизайне, Отто Баумбергера. Это плакаты его 20-30-х годов прошлого века, можно сказать, пионерские, хотя стиль в те годы становился усилиями многих и многих рекламистов-художников.
Мы рассмотрим динамику и направление движения фигур в плакатах, каким образом мастер добивается выразительности композиции, смысловой или функциональной.

                                              


-- в этом плакате, посвящённом, видимо, авторалли и т.п., силы равнораспределены, что показывает господство техники и в воздухе, и на земле, или же с формальной стороны -- уравновешивает "плотную" композицию, части которой изображают предметы движущиеся, узнаваемые. Кинетика текста в данном случае также выразительна и ведёт к низу от центра, уменьшением кегля имитируя.
 Обратим внимание на то, какое место уделяет автор диагонали. Ось [фюзеляжа] самолёта, всё же, не строго вертикальна, однако самое верхнее, "высшее" положение самолёта в плакате символизирует верх, как и взлёт самолёта с земли -- к небу вверх. Данный нюанс призван отвести построение от банальной схематичности.




-- или в этом, более раннем плакате Баумбергера, рекламирующем, видимо, фирму авторучек: вектор направления акцентирован влево, даже шрифт подался влево. Определить направление в обоих случаях просто, так как изображения реальных предметов "смотрят лицом" в ту либо иную сторону. В авторучке, конфигурацией самой напоминающей стрелку, мы также определяем главную часть слева, где само перо. Однако чтобы и тут уравновесить композицию, автор выполнил колпачок ручки "тяжёлым", утолщённым и своей массой удерживающим набор элементов-изображений от зрительного "опрокидывания". Этой же цели снова служит диагональ, ось авторучки из угла в угол: бросив на плакат первый быстрый взгляд, мы НЕВОЛЬНО проследуем от левого верхнего угла к правому нижнему, наслаждаясь изящной формой корпуса... Противонаправленную диагональ, пусть и менее выраженно, формируют длинные шеи чернильных лебедей.
Также отметил бы, что слово SWAN, при его уже означенной подвижке влево, читается, как и положено швейцарцам, слева НАПРАВО: так наш взгляд и поскользит. Иным словом, ярковыраженный в этой работе акцент влево уравновешивается скрытыми этак балансирами, добиваясь по возможности статичности и цельности.
Интересен и нижеследующий пример, более поздний:




-- Здесь тоже явно изображено движение, и направлено оно, как ни странно, на зрителя "в лоб".
Здесь интересен приём "обратной" перспективы, кажется, я его уже рассматривал в прошлом году у советских плакатистов старой школы.
Однако если продолжим рассмотрение в том же ключе, с упором на диагональ в композиции и стремление стабилизировать картину в целом, то тут обнаружим, как мастер серией малых поворотов сглаживает угол наклона плоскостей (крыльев) вплоть до практического угасания к линии горизонта.

Добавлено в 2010, февраль:

К иллюстрации с самолётами. Сглаживание диагонали в композиции можно отнести и к приёму кинетического показа, этакой раскадровки. Наблюдатель вполне может воспринять картину в целом как движение одного самолёта, и представить это движение, издалека "на себя".
Tags: otto baumberger, дизайн, дизайнер, мастер-класс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments