Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Category:

Загадка века







Здесь я показываю самый знаменитый логотип прошедшего века, созданный Полом Рандом (Paul Rand) для фирмы АйБиЭм. Думаю, и поныне этот шедевр остаётся непревзойдённым примером мастерства -- в области графического дизайна. Пусть можно и оспаривать такую оценку, но тогда назвать такое лого можно самым знаменитым.

Пол Ранд изменял трижды это лого. Здесь я показываю образцы 1967 и ниже 1972 годов, они оба считаются окончательными или действующими, а вот первый (здесь не показан), так тот отменённый, и недолго он фигурировал маркой. Он состоял из тех же трёх букв той же гарнитуры, однако были они сплошными чёрными в отличие от этих голубых-полосатых.

 В том загадка и состоит (вернее, состояла, так как сегодня я её разгадал): почему самый известный дизайнер мира решил свою и без того удачную работу изменить? Почему он первое "полосатое" лого, что из 13-ти рядов, заменил на восьмирядное? Здесь мы на них и смотрим: верхнее высокочастотное, а нижнее с разрядкой.

Многие справочники сейчас пишут, что так и есть, что в ходу оба этих варианта (первый чёрный расматривают лишь как прообраз).

Я долго над этой загадкой бился, весь день почти. Доводы некие, что фигурируют в Сети, отмёл. -- Это, мол, что во втором явственнее просматривается знак равенства, и таким образом "Равенство" -- идея знака (может, с тем и "Уравнение"). Или что полоски вообще навевают мысли о машинном начертании (так как фирма IBM  занимается бизнес-машинами, компьютерами), искусственном и от нечеловеческого интеллекта -- по впечатлению.

Разумеется, тут я отхожу от прямой расшифровки аббревиатуры, ведь три буквы образованы из начальных для слов названия фирмы. А искомый смысл -- в сверхзадаче, в эстетической изюминке, даже и скрытой, что может быть тайной мастера.

Я, конечно, не все книги Ранда прочитал, даже очень мало прочитал. И знаю, что он может некоторые свои значки комментировать (не то что б непременно расшифровывать). Про знак данный, увы, ничего мне у него не попадалось, но это пока, конечно. И пока суть да дело, разгадка моя родилась и явлена тут будет, как откровение.

Итак, почему мастер изменил 13 на 8? Почему восьмирядной он не отменил 13-рядную?

Здравый смысл говорит нам, что и то, и то может быть применимо для разных задач, так как "полосатость" по себе является подобием типографского растра, то есть, в зависимости от плотности штрихов изображение может выглядеть светлее либо темнее. Кроме того, оптический эффект (область оп-арта или гештальта) нам явит буквы логотипа плотными, штрихи как бы сольются в массив, что не особое чудо, конечно, но эффект -- состоится. -- Тут можно ещё много чего экзотического приплести, даже из области моряцкой униформы (вспомним про тельняшки).

Однако вернёмся к числам. 8 и 13 представляют собой ряд Фибаначчи, и в этом состоит разгадка, причём, рисующая  даже и драматическую картину (кстати, и от 13-ти к 8-ми идёт счёт, тогда он именуется "негативным").  Дело в том, что логотип-прообраз, который был чёрным, тоже собой представляет графический своеобразный ряд Фибаначчи, по площади букв с нарастанием. Это видно даже и по ширине букв, где М самая широкая. То есть, сама аббревиатура-знак уже была гармоничной. А надо сказать, что числами Фибаначчи описывается и известное "Золотое сечение" -- пропорциональные соотношения частей, в целом образующих нечто приглядное.
 Видимо, мастер посчитал такое "совпадение" заложенным уже в сам шрифт (это был готовый такой шрифт City Medium), который был жирным, устойчивым и сбалансированным, и поэтому "удачу" можно было списать только лишь на подбор шрифта, что не совсем Ранда устроило. И тогда он решил дать каждой букве численное выражение, чтобы само исчисление иллюстрировало идею лого. Это хитро! -- ведь расчленив массив аббревиатуры на полосочки-элементы, дизайнер подстёгивает наблюдателя к счёту!

Разумеется, в 13-рядном лого подсчитать число элементов для каждой буквы сложновато, однако видно, что счёту элементы поддаются, и что число их от буквы к букве нарастает. Теперь, упорства ради, подсчитаем их -- и это будет тот же ряд Фибоначчи (буква I содержит 13 элементов, буква B уже 21 и т.д.)

Видимо, решив-таки заставить людей считать, Ранд в итоге разрядил полоски, но сделал идею более выпуклой и динамической, заставив числа ФИГУРИРОВАТЬ, -- при том идея счёта, как такового, является иллюстрируемой сверхзадачей для бизнеса -- машинного счетоводства, -- и скупая сама по себе аббревиатура становится ещё и символом,  по рисунку.
 На самом деле так и есть: 8 и 13 называются, когда описывают оба варианта.


 Конечно же, мастер по ходу таких метаморфоз решал также иную эстетическую задачу, например, совмещения простоты (с максимальным упрощением, как это свойственно самой природе для рациональных случаев) с узнаваемостью, "прочтением". Заметим также, что нижнее тут лого представляет собой хорошую удобную трафаретку: вырежи такую на картоне и задувай себе краскораспылителем по фанере! -- ничего не порвётся и не выпадет... -- Кстати, и эта на вид "прочность", "основательность" -- соотносима с фирмой АйБиЭм.  -- А раз затронули, то всплывает тема перфорации (напомню, что ранние компьютеры использовали перфокарты). Или такие мелочи видные: с разрядкой частотности внутрибуквенные просветы для "В" зрительно скруглены, хотя в оригинальном шрифте это вынутые квадраты (квадратуру круга я решать, конечно, не возьмусь, я не Перельман какой).
Tags: graphic design, logo, rand, дизайн, драматизм, лого
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments