Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Сладкий детектив

Ко мне обратилась с письмом нектоМарина Страшная, по выяснении предположения, врач из Израиля. Она утверждает, что является прототипом шоколада "Алёнка", которой российские бизнесмены отказали в гонораре:



-- это я привожу снимок со страницы одного из вебсайтов, рекламирующих "бренд", как это сейчас называется (по русски будет "фирменной маркой").

В сети можно найти имя Марины, где она когда-то выступала (на телестудии в Израиле, вроде). Найти можно и то, что "Алёнку" зовут Еленой и она дочь фотографа, прилагается фото натуральной девочки, с которого художник Маслов срисовал то, что мы видим...
Достаточно запутанная история. На факт похоже то, что некто обращался к фабрике с требованием компенсации за разрушенное детство, а ему ответили, мол, фото и рисунок разные, не имеют связи и потому повода нет -- поскольку "Алёнка" выдумана...

Я сличил фото с рисунком и пришёл к выводу, что художник действительно использовал, тогда как некие эксперты-криминалисты убедили суд в обратном.

Впрочем, я суд не подменяю и на руках документов не держу. А Марине посоветовал создать сайт, где собрать воедино все внятные аргументы.


Дописано.

Марина в письме подтвердила то, что справа она, а слева она ... тоже (я запросил):

-- фото взято из интернетов.

Дописано-2.

-- Марина уточняет, что справа лицо -- женщины -- это не она, а дочь фотографа Геринаса Елена. Она же, Марина-в-детстве, именно слева, на обёртке шоколада.

Марина мне поведала подробней, что приключилось (имя Strashnoy Marina, как это в подписи, в письме фигурирует).

Я сделал схемку, из которой вытекает. Вот она:





-- Вкратце переложить если, как это я понимаю сам:

Марину воспитывала няня, водила малышку в парк Тельмана. Там был знакомый няне фотограф, который сделал много снимков (замечу, что няня никак не представляет родителей девочки). Много из этих позитивов (отпечатков) у Марины хранятся до сих пор. -- Однако вернёмся в раннюю Москву. Фото ребёнка появились уже в продукции предприятий, как элемент оформления либо же в виде фотопортрета, самостоятельного изображения. Ребёнка узнали и родители, и бабушка, и соседи, для семьи подобные вещи стали чем-то вроде сувениров, разумеется, со временем памятных.

Прошло время, за которое брэнд "Алёнка", используемый кондитерами, приобрёл теоретическую цену в 10 млн. долларов. Марина об этом узнала из газеты в 1999 или в 2000 годах (как я полагаю, будучи в курсе, что на шоколадке изображается и всегда изображалась именно она), причём, в той связи, что дочь фотографа из парка, Елена Геринас, заявила о том, что папа снимал для шоколадки именно её, а не чужую девочку. Елена подала в суд, поскольку наследница, и поскольку чувствовала себя обделённой.

Вот что в те года писалось:

Архив "Деловая Пресса" , 2000 г.: -------------------------------------------------------------------

...

Геринас считает, что благодаря ее изображению марка "Аленка", стоимость которой оценивается предприятием в $10 млн, получила столь высокую популярность, и хочет получить от "Красного Октября" компенсацию в сумме более 4 млн руб. Слушание дела с прошлой недели было перенесено на начало 2001 г.

Елена Геринас утверждает, что изображение было скопировано с фотографии, сделанной ее отцом, известным фотографом Александром Геринасом, сотрудничавшим с "Красным Октябрем". На основе фотографии работавший на предприятии художник Маслов создал образ для этикетки. Позиция ее юристов строится на том, что в соответствии со ст. 21 закона об авторском праве и смежных правах не допускается без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения воспроизведение фотографии для коммерческих целей.

По выданному в 1984 г. свидетельству Елена Геринас является наследником авторского права ее отца.

Юристы "Красного Октября" не считают очевидным, что именно Елена Геринас послужила прообразом изображенной на этикетке девочки. Кроме того, замечают сотрудники "Красного Октября", у шоколадки за время ее выпуска поменялось несколько этикеток.

А фотограф Геринас, по их мнению, не имел авторских прав на произведение, созданное художником Масловым в рамках служебного задания. "Маслов художественно доработал образ малышки до русского общенародного образа. Его творческое воображение создало личико девочки с голубыми глазами и челкой набок, с красивыми губами и без ямочек в углах губ", - говорится в ответе....

-------------------------------------------------------------------

Как видно, современная "история брэнда", которую я привёл тут вначале, придерживается именно этой версии, мол, "Алёнка" -- это дочь фотографа Елена при том, что Елене никто и ничего не должен. Отмечу, что версия о "доработке образа малышки" выглядит анекдотической, это для суда не аргумент: использовали фото? -- Да. -- Значит, фото являетсяосновой либо частью процессса и т.д.

Итак, Елена проиграла, а Марина задумалась.


Теперь время привести (опять же, из интернет-источников) сличение фотоэталона с "Алёнкой" на шоколаде:

-- тут Марина-Алёнка слева на обложке журнала с колоссальным тиражом выпуска, в 1962 году, то есть, фотографии уже более двух лет, и за эти годы был художником Масловым исполнен рисунок этикетки справа. *  Мы видим марку фабрики.

Это сличение обнаружил я ранее тут, возмущаясь сказками белого бычка о якобы непохожести, комментируя по месту.
Марина мне вчера прислала своё современное фото, и насколько я могу судить с понятной степнью полной уверенности, она и есть взрослая "Алёнка". К тому же Марина пишет, что задетая за живое, обратилась в 2000-м в Киевский институт судмедэкспертизы, предъявив те фотографии, что у неё на руках поныне, для сличения уже официального. --  Могут для такого случая браться любые фотоснимки ребёнка, не только снимок-эталон для брэнда. Экспертиза подтвердила, что Марина это Марина. Правда, ознакомившись с процессом, что вела в неведеньи Елена, дочь фотографа, Марина сложила руки, в каком настроеньи пребывает и доныне.

Вообще, я б отметил вопиющую бессовестность вот этой конторы красного Октября. Прошло 50 лет уже, казалось бы, полвека. А всё никак не признают факта, что с людьми обходились по-скотски, считая их бесправным "быдло".

Теперь такой нюанс, разглядывая. На фото-эталоне мы видим снимок этакий любительский, схваченный, как говорится, вживую. Это соответствует истории с парком Тельмана, это не студийное фото, а сделанное под фонарём на фоне дорожки. -- При том, что сам фотограф такого уровня, как Геринас, мог бы считаться для своего времени вроде учёного (тем более, что фото цветное!), уж не говоря о том, что имел к тому достаточно долгий профессиональный опыт (няня Марины его называла "придворным фотографом"), и если б он действительно портретировал свою дочь Елену -- для конкурсов там, для себя, ещё как-то, то пользовался бы и студией, и задниками, и приборами освещения, и резкость навёл бы с фокусом -- никуда б его дочь не убежала -- от такого папы...

Также отметил бы, что Елена могла всех нюансов не знать, полагать своё и пытаться. Доказательств она не собрала.


Дописано-3

Не удалось мне получить каких-либо жизнеутверждающих доказательств и от респондента "Марины Страшной", которая, выслав мне фотографию взрослой особы, отказалась показать снимки ребёнка, то есть, себя, хотя снимков таких, якобы, у неё очень много. Я не стану человека лишний раз подозревать либо упрекать, поскольку тут инициатива исходит от самой  "Марины" -- насколько она готова к общению с публикой. -- В то же время, такое опосредованное общение, как переписка по электронной почте, на каком-то этапе может требовать идентификации. К примеру, я, как индивид, имею свой вебсайт и доменное имя, открытые данные регистрации этого имени с адресом физического-юридического лица, также и адрес электронной почты, привязанный к доменному имени. Поэтому легко мне верить во всём, в отличие от.

Однако вернёмся к нашему детективу. К истории в общем.

Фабрика шоколада, как это вытекает, полвека тому назад задумала фирменную марку, лицо этикетки. По идее это должно было быть нечто посконное русское, и даже первые шаги фабрики показывают, как такое лицо упорно искалось. Брали, к примеру, "Алёнушку" с картины Васнецова, тем более, что имя шоколада, скорее всего, навеяно картиной печали:

-- а поскольку печального в те годы хватало и без того, решили подобрать персонаж, видимо, более жизнеутверждающий -- счастливого ребёнка (в версии, что фигурирует выше по тексту, сказано о том, что имя "Алёнушка" было занятым). Хотя я бы не сказал, что многих сей факт действительно осчастливил, ведь не каждый ребёнок ел шоколада вдоволь, даже и пятилетку спустя.

Подходя к финалу моего импровизированного расследования, заключил бы, что интриги особого толка не состоялось. Ведь если бы удалось установить, что прообраз Алёнки -- еврейская девочка, нынче гражданка солнечного Израиля -- ситуация приняла бы окраску пикантной.



---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* В 1965 г. фабрикой "Красный Октябрь" было начато производство шоколада "Аленка", на этикетке которого, по мнению истицы, содержалась копия данной фотографии (из неопозн. источника в одной из сетевых публикаций)
Tags: алёнка, подлог
Subscribe

  • Шёл по городу

    Шёл по городу Афоня Вовсю айфоня.

  • К ночи сказанным

    *** Громким эхом наполнят сосуды Те суды, что неволят пропащих. Не избавят от колкого зуда Притиранья -- безумных неспящих. К ночи сказанным,…

  • Четверостишие

    Сигал, прикинувшись монголом В Россию резко сиганул. Укроет Кремль своим подолом, Штыками дул.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Шёл по городу

    Шёл по городу Афоня Вовсю айфоня.

  • К ночи сказанным

    *** Громким эхом наполнят сосуды Те суды, что неволят пропащих. Не избавят от колкого зуда Притиранья -- безумных неспящих. К ночи сказанным,…

  • Четверостишие

    Сигал, прикинувшись монголом В Россию резко сиганул. Укроет Кремль своим подолом, Штыками дул.