?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Концепция. Шмуцик-дизайн, как направление в графике.
unicorn
filin7

Это моя авторская концепция Шмуцик-Дизайна (шд) даёт определение специальному направлению в графическом дизайне. ШД -- это изысканная простота при минимуме изысканья.

ШД несёт в себе определённые видные признаки, он может применяться на практике осознанно и энтузиастами, приверженцами стилевой простоты и функциональности изображений: стать модным, привычным, или избранным от случая.

1. Шмуцик-Дизайн, как черновик, воплощенье COGNITIO INTUITIVA*

Простота шд обусловлена его спонтанным исполнением, например, черновым-сразу, принятым набело-сразу. В процессе договора с заказчиком [любого] дизайна возможно направить его на своеобразное исполнение, а именно в виде шд, не называя при том шд "простым" дизайном, "красивым", "типовым" и т.п.
Шмуцик-дизайн -- это исполненная в одном варианте версия графического дизайна, какой предстоит стать основной и заключительной -- то ли на условиях договора с заказчиком, знакомым с данной концепцией шд, заказавшего именно шд, то ли в силу личных творческих устремлений при стилевом упражнении в шд с поддержанием стиля. Выдержанный в своём стиле шд -- это скорее всего графический экспромт опытного в дизайне мастера, который и предстаёт таковым перед заказавшим недорогое и качественное.

2. Шмуцик-Дизайн недорог.

-- это предопределено идеей шд: он потребляет минимум исполнительской энергии при том, что концентрирует в своём малом неограниченный творческий потенциал: исполнитель шд опытен и об этом
известно заказчику. Малоопытного исполнителя шд привлечёт тем, что базируется на тотальном применении графических общераспространённых заготовок (клип-арт) и простейших фигур в составе инструментария графических редакторов (комп.)

2а. Гарантия качества.

Гарантированный хороший -- шмуцик-дизайн показывает все аспекты положенного, проверенного и испытанного.


3. Изобразительные средства ШД.

-- кроме упомянутых в п.2 -- это фотоиллюстрации из фотографий с минимальным привнесением -- кадрированием -- без какой-либо редактуры, скрытой или явной. Фотографии допускается группировать, но не составлять коллажи из их частей. Фотография в шд прямоугольна.
-- шд использует самые распространённые недекоративные (неакцидентные) шрифты, как правило, предустановленные в граф. редакторы (комп. программы).
-- шд использует простые, спектральные цвета и чёрно-белый диапазон. Многоцветная используемая графика из наборов (клип-арт) корректируется и упрощается по цвету (только).
-- не допускается варьирование шрифтового набора в кернинге, тракинге и т.д.
-- не допускается размещение надписей на фотографии.

4. Выразительные средства ШД.

-- композиция изображения максимально упрощена, умеренно и заметно консервативна;
-- приветствуется плоскостная компоновка дизайна, без перспективных построений;
-- анимация (flash) исключена;
-- трёхмерные фигуры исключены;
-- модульная сетка не применяется.

Допускается центральная плотная композиция или простая диагональная, также и с массивной каймой или с тонкой рамкой без декора, или "вразброс" нехаотично; приветствуется применение полос, линеек, подчёркиваний.

Не надо "смысла", нужны наработанные схемы компоновки! -- вот девиз ШД.

Простой дизайн не может претендовать на оригинальность: преследовать при том должно лишь свежесть мысли.

***


Подразделом специальным для ШД является швиц-дизайн (швд): все его положения неизменны кроме используемой цветовой гаммы: швиц-дизайн применяемым цветом "подслащивает" дизайн, не наделяя отдельные цвета символичным звучанием: обычно, это "тёплая" светлая (пастельная) гамма. Любой такой цвет, иллюстрирующий свойства изображаемого предмета, выходит за рамки ШД  (например, слово "небеса" изображается светло-голубым и т.п.).

***


 Многоцветие фотоизображений не регламентируется.

***

Работа в шд не включает в себя СЕРИЙ НАБРОСКОВ.


***


Подразделом шд является КЛЯППЕРШЛЯНГЕ ДИЗАЙН (кшд), каким я называю особо удачные и характерные работы в виде шд, претендующие на специальные стилевые, образцовые или развивающие стиль ШД.
Дизайнерские (шрифтовые) работы, выполненные с применением кириллицы, не могут быть сoотнесены с кляппершлянге.


5. Технические средства ШД.

-- шд не во всём и не всегда --  только лишь компьютерная графика;
-- шд применяет оцифровыванные рисунки "как есть";
-- шд применяет цифровые фотографии из специальных коллекций;
-- шд применяет цифровые рисунки из специальных наборов (коллекций)
___________________________________________

* COGNITIO INTUITIVA - лат., intuitive knowledge - интуитивное знание
 


 


Автокомментарий №1

Ниже я покажу пару образцов шмуцик-дизайна, которые любезно позаимствовал у А.Лебедева, чьё неистощимое портфолио уже третий раз попалось на глаза (это снятые мной репродукции):







_______________________________________________________________________



_________________________________________________________________________

Разумеется, сюда б я присовокупил ещё один образчик яркий от того же артдиректора
http://img.artlebedev.ru/everything/zhytlobud/identity/zhytlobud-logo.gif
-- это пресловутый "Житлобуд".

"Градиент" и "Житлобуд", как видно, стоит выделить в КЛЯППЕРШЛЯНГЕ ДИЗАЙН, однако я не сторонник неспектральной шкалы в этом многоцветье (то сине-фиолетовое, то желтизна фантазийная).


Edited at 2008-04-16 15:42 (UTC)

Re: Автокомментарий №1

Немного трудно продираться сквозь ваши термины - шмуцик, кляппершлянге. Ведь мы не на Брайтон-Бич, идиш мало кто на должном уровне знает.

Приводя в пример дизайны, могли бы предметно обосновать, почему вы относите их к предложенным вами категориям.

Автокомментарий №2

Стоит в связи с вопросами показать небольшой анализ композиции шмуцик-дизайна "Житлобуд":

 

-- не лучше ль посчитать сей дизайн ХОРОШИМ -- в своей области (шд), чем непригодным вообще?

На схеме показана композиционная схема с наложенными "силовыми" линиями. Как видно, свёрстано автором за секунды и без интеллектуального напряжения. В щд ничего этого не требуется -- например, модульной композиции по модульной сетке и т.п.

Edited at 2008-04-16 17:51 (UTC)

Re: Автокомментарий №2

Я не очень понимаю эту любовь к построению по сетке. Зачем это вообще? При пластичности и выразительности современного графического языка сетка не может быть богом, мне кажется. По сетке чаще всего делаются профессионально крепкие, но невыносимо скучные дизайны.

К приведённым вами примерам у меня другая претензия: неорганичная, надуманная типографика. Видно, что в Студии Лебедева очень улекаются типографикой, но как-то по-неофитски.

А что вы скажете про логотип Telenor? А про новые логотипы наших российских сотовых провайдеров - МТС и Билайн?

"шмуц", вместо матов

-- возможно, но тут у нас помягче, даже и ласкательно. Может, в понятийном ключе, шмуцик-дизайн есть "черновик", который в то же время и "чистовик", то есть, это СКОРАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ работа:

-- за скоростью стоит навык и опыт, (также и загруженность, поток заказов)
-- за качеством при скорости исполнения стоит профессионализм.

То, что характеристики у концепции размыты несколько, компенсируется комментариями и рядом зрительным, что вкупе статья есть. Однако думаю, что принципы и признаки в основе их изложены достаточно, а проникнуться идеей несложно, взяв ея на вооруженье.

Я считаю достаточно глупым не пользоваться приёмами шмуцик-дизайна в случаях уместимых. Например, мне задали какой-то значок для ньюйоркской биржи. -- Я не сделаю его сналёта, а засяду на день-другой, а то и на биржу саму съезжу и т.д., то есть, уровень предприятия, какому нужен дизайн, мне подскажет степень сложности и ответственности работы.
Однако если мне поручили сделать обложку на буклет летнего детского лагеря, я уделю ей от силы полчаса: вот фото, вот текст снизу. Это шмуцик-дизайн.

О вопросе фото и текста, как спросили. В шд они зрительно не пересекаются и не накладываются один на другой (скорее -- шрифт не идёт по фото). Таково требование простоты и эффекта.
Эксцентрика, как геометрическая, так и "впечатляющая" жанрово -- с экспрессией -- достаточно изощрённые приёмы, требующие либо специального подхода, либо спецзаказа: они вне шд.
Что касается супрематизма, кубизма и прочего авангарда -- только в зачаточной форме они допустимы. Например, в шд это может быть контраст фигур: вот круг, а вот треугольное пятно, и они равновелики в полях своих (либо малоконтрастны). И т.д.

Касаемо житлобуддизма этого. Вас, вероятно, как и многих, прельстила желтизна (тем более зимой) -- наверное, тут не сделаю открытия. Шд использует "открытый" жёлтый. Единственное, что добавить стоит (внесу поправку), так это о хромо-ахроматических сочетаниях. Я бы приветствовал красно-белые комбинации, сине-белые и т.д., жёлто-чёрные очень осторожно, и вообще в таких сочетаниях -- меньше чёрного, дозированно для контуров, текста.

Edited at 2008-04-17 15:43 (UTC)

(Удалённый комментарий)

Кляппершлянге (кшд).

Хочу представить первый образец от участницы ЖЖ _likka_

18,50 КБ

Логотип для компании "Томакс"
Противопожарное оборудование.
Мои рецензии и комментарии к этому дизайну стоит привести (из сообщества одного):
http://community.livejournal.com/ru_designer/3068978.html?thread=51552050#t51552050
http://community.livejournal.com/ru_designer/3068978.html?thread=51551794#t51551794

И ещё дизайн-кшд, постер автора ЖЖ stlive -


10,74 КБ



без комментариев особых, чтоб не навязывать своё виденье.

Edited at 2008-06-28 16:59 (UTC)

Когда ШД пренебрегают.

Ниже я покажу мою рецензию на данный дизайн фирменного стиля http://www.revision.ru/images/authors/850/stil.jpg

================================
Чудовищно как-то и ничуть не чудесно. Сразу видно, что это "ру", а не commercial. Написано "мужчины", а галстук один, на всех как-бы, причём, ещё и фотографический, и яркий. Аксессуар этот выбирается мужчиной тщательно -- и по цвету, и по узору. Что-то определённое тут преподносимое явно не каждому понравится -- определённо. Форма рыболовного крючка для такого предмета весьма сомнительна: эффект чего-то глупливого, небрежного, противоестественного. Это по идее в общем, -- комментарии автора ничего не привносят спасительного (разве что скабрёзного). По технике дизайна -- отдельный разговор (кажется, нет смысла его заводить).
Если в частности, то знак такой выносит в различимые тему удавки (сравн. -- Столыпинский галстук), или поношеный предмет гардероба, или небрежно оставленный: новый или аккуратно хранимый галстук -- расправленный. Поставь ты в лого просто лоскут прямоугольный тканевый -- вкупе со специфическим текстом предмет будет узнаваемым: это галстук.
То, что явно русскоязычный сайт выбирает своим названьем английское составное слово -- понятно, ведь интернетовский протокол не читает кириллицу, а названьем к стилю именно интернет-адрес подобран, доменное имя. Спрашивается, почему автор пренебрёг написанием имени в таком виде, в каком оно и фигурирует в адресной сторке браузера? -- По неопытности или с пренебрежением к такой важной детали. А зря. Было бы органичным использовать, к примеру, простой шрифт (ариал) и строчные буквы, не прописные-топорные -- вовсе.
Указанное, может, и послужит автору чем-то отправным для пересмотра своей работы, это его преррогатива, разумеется. Но в данном виде -- я сильно сомневаюсь, что солидный (деловой) заказчик возьмёт на вооружение -- это.
------------------------------------------------------------------------------------

Re: Когда ШД пренебрегают.

(: И явственно читается слово МЕНТ

Сразу прошу прощения за занудство, но уже не первое столетие словом шмуц в полиграфии в книжном дизайне называют шмуцтитулы (они же шмуцЫ). Мне кажется, что не очень здорово, пытаться применять это слово в совершенно другом смысле (тем более в смежной отрасли). Я например, долго не мог врубиться в текст и комментарии, соображая при чем же тут шмуцтитул? Пока не сообразил, что речь совсем о чем-то другом.

шмуцтитул

"Шмуцик-дизайн", разумеется, созвучен термину из полиграфии и даже жаргонным "шмуц'ам", поэтому мы не пренебрегаем сочетанием двух слов для нашего случая.
Благодарю за отклик.

Автокомментарий №2, образец

-- неплохо, однако ШД подсказывает, что шрифт нужен одного размера (марки авто).

95,19 КБ

Автокомментарий №3

Дополнен пункт 1 концепции, -- немного латыни.
Описание модерна заменено: указано на консерватизм. То же и с иными течениями -- удалено о супрематизме, однако указано на недопустимость перспективных построений. "Глубина" супрематизма слишком абстрактна для шмуцик-дизайна, я имею в виду характерные "пространственные" построения на белом фоне, -- его не следует упоминать вообще.
Дополнено о сканированных рисунках.
Описание КШД подправлено. Я склоняюсь к тому, что КШД присущ тем лишь работам, чьи авторы привержены шмуцик-дизайну, или знают о нём и апробировали достаточно.

Edited at 2008-05-03 21:41 (UTC)

Образцы ШД



Это действующий логотип компании. Как видно, использованы рамка и полоски, симметрия, доступный шрифт.



-- это тоже действующий логотип, применён рисунок. Он мог быть взят готовым из набора или наскоро сделан, поскольку несложный: "просто" здания.


Edited at 2008-05-05 18:05 (UTC)

Пример правки студенческой работы

- с применением положений ШД. Как поведал сам студент, работа его эта (дизайном назвать сложно) -- для какого-то журнала, уже год как эксплуатировалась -- в далёком Зауралье (для англичан местных, видимо, -- но суть не в том):

26,95 КБ

Edited at 2008-05-20 04:02 (UTC)

ШД шагает по миру

Здесь будут изучать и развивать мои идеи. А пока что -- пытаются что-то продемонстрировать, не совсем удачно, правда:

http://www.ljplus.ru/img4/f/i/filin7/mghpty.gif

Автокомментарий.

"Подразделом специальным для ШД является швиц-дизайн" -- добавлено в основное описание.
Швиц-дизайн -- сложный приём.

Пример пренебрежения одним из пунктов Шмуцик-Дизайна.

mr_buratin (mr_buratin) wrote in ru_identity,
@ 2008-05-22 15:48:00

-- этот блоггер, загоревшись идеями ШД, явит в своём творчестве либо непонимание, либо упорство никчемного новаторства в той области, какую не познал ещё целиком -- для себя.
Вот его работа:

 

-- Это был бы настоящий ШД, если б не "произвольные" цвета. Швиц-дизайном автор также пренебрёг. Зато получил от горе-комментаторов по месту публикации упрёк за "линейки", и что похвально уже, линейки автор оправдывает для себя сам. -- Оправдываться нужды нет, когда ты творишь в стиле.

Сам я считаю данный дизайн негодным.

ШД и Тёма Лебедев

"А строка текста на фотографии нам нужна только тогда, когда сфотографирована строка текста" -- как видно, положение ШД, что из основных, пришлось Главдизайнеру СНГ по душе. Это сегодня почитал его свежую заметку по стопам.

Внесение пункта.

В концепции добавлен пункт 2а о гарантиях.

Гарантированный хороший -- шмуцик-дизайн, к примеру, который показывает все аспекты положенного, проверенного и испытанного.
Спрашивается, если ты делаешь дизайн фантазийно-вычурный (глупый с виду), эстетически малоценный (некрасивый), то на что, как дизайнер, рассчитываешь? -- На скандал и хулу.