Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Category:

Косой угол

  -- Это любимая картина Ван-Гога, "Спальня в Арли". Он её переписывал три раза и я показываю как раз третью версию, что размером поменьше. В ней характерная деталь, что изменена, так это портрет над кроватью и ближе к нам. Он просто придуман, как картина в картине, тогда как тот, что рядом с ним и дальше к окну, воспроизводит реальный автопортрет художника. -- Перед нами его спальня, какою была она в натуре, без образного преломления для полотна, разумеется.
Можно заметить какую-то ломкую тут перспективу, причём, в первом варианте дальняя стенка явно косая, её правый угол более острым клином сходится. Один исследователь показал план комнаты во Франции (не знаю, реальная то комната или просто реставрация) -- и там действительно спальня не прямоугольна. В то же время в набросках ручкой, в письмах к брату и к Гогену, Ван-Гог дальнюю стену показывает обычной. Может казаться, что он этого изъяна стесняется, борется с ним, причём, не хочет грешить против натуры. Ну а то, что его живопись не содержит теней, мастера абсолютно не тревожит: он постимпрессионист.

Компьютер нам поможет подглядеть, что хотел Ван-Гог выделить  ситуационно (композиционно) и контрастно. Это окно, у которого строгая клетка переплёта, задающая всей организации упорядоченность:


-- кроме того, если проанализировать светлотность красочных и оттеночных пятен, то мы обнаружим, что мебель вся и пол растворены в воображаемой темени, зато ярчит свет окна, полотенце, отражение в зеркале, белые листы рисунков, постельное: эти "блики" ритмично распределены по всей ширине картины:

-- причём, светлоты несёт в себе верхний пояс формата, колористически "холодный", тогда как нижний пояс в своей теплоте и мягкости растворяет громоздкие предметы, принадлежащие полу, основанию. Воздушности верхему поясу придаёт и много подвешенных в его области предметов: полотенце, одежда, зеркало, картина, также и представляемое дуновение из приоткрытых створок проёма.
Массе мелких изображений противопоставлен массив пятна в правой части, это спинка кровати, символичный барьер между миром художника и наблюдающим сцену.
Tags: Ван-Гог, живопись, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments