Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Трудности дизайна

В этой заметке я затрону трудности, связанные с оформлением автомобилей. Такой дизайн именуют "обёрткой" либо "оборачиванием", поскольку делается он самоклейкими плёнками с изображением, которые клеить должен, разумеется, мастер. Задача дизайнера сводится к проектированию изображения с учётом неких технических требований.


Первая трудность -- в капризах заказчика. Такой что-то задумает и требует исполнения в связи. А если не задумает, но "что-то такое" себе представлял, то будет очень настойчиво стремиться к расплывчатому идеалу, недоумевая, насколько дизайнер далёк от ЕГО представлений. Хороший заказчик тот, который придёт к дизайнеру, выслушает общие рекомендации, поведает о своих задачах (ведь на обёртку автомобиля возлагается) и примет к рассмотрению несколько вариантов дизайна, как результирующие, -- т.е. работа явится продуктивной. Я тут не рассматриваю случаи, когда все шаги и взаимотношения с клиентом оговариваются чётким письменным контрактом, ведь на этой стадии отметается дурачьё.
Вторая трудность -- в потакании капризам заказчика. Я, например, работаю с артдиректором и агентами, пытаясь в контакт с клиентом не вступать. -- Иногда я допускаю мелкие сношения, однако всегда иду тем самым на риск непонимания или усугубление первой трудности (см. пред.); иными словами, я требую конкретной постановки задачи от артдиректора. Именно последний может избрать линию потакания, и тогда для дизайнера наступают чёрные дни.
Можно считать, что первая трудность порождает вторую. К примеру, если дизайнер делает уже 5-ю -- 10-ю версию оформления, и все они отвергаются клиентом (он недоволен), то любой начнёт подозревать прежде всего себя: "Неужели ненормален я сам?!" -- дизайнер усомнится и в своих силах, и в правильности того, что он делает в конкретном случае. Проецируя ситуацию на себя, отмечу, что при всём колоссальном опыте (а я оформил за годы и годы сотни всяких авто и фургонов с автобусами) нет нет да и закрадётся подлая мыслишка, трудностями проталкиваемая, с какою ты обвиняешь себя в нетворческом подходе либо недопонимании сути. Впрочем, корень этой проблемы выписан, он именно в потакании капризам заказчика.

Третья трудность -- уже упомянутые технические требования, которые могут учитываться либо опускатья, но всплывать уже в виде неувязок, портить картину либо подвигать к смене концепции оформления. Пример из практики: артдиректор захотел выполнить изображение "непрерывающимся", то есть, выделить эффект оборачивания цельной картинкой всего корпуса автомобиля, когда изображение с боков "бесшовным" переходит на зад или на перед и даже на крышу. Задумка такая на деле обернулась проблемой. Так, выполнив изображение (я его нарисовал), артдиректору заявил, что не гарантирую эффекта перехода картинки с борта машины на её зад, поскольку, во-первых, борта закруглены и полотно исказится на поверхности (в проекте у меня лишь 2 измерения и нет учёта объёма), во-вторых, зад авто идёт под скосом, и чтобы угол такой просчитать, нужны детальные заводские чертежи автомобиля и геометрическая-чертёжная развёртка данного узла с тем, чтобы я смог своё изображение по развёртке пустить. -- Увы, на практике пришлось попросту гадать, состыкуются части плёнки или нет. И в условии аврала, разумеется, результат не всегда удовлетворит стороны.
Чтобы данную трудность обойти, лучше не стоит проектировать такие стыковки изображений либо не делать их сложными. Допустим, простую цветную полосу несложно "завести" за угол, либо мелкую текстуру, либо фоновую раскраску с оттенками и т.п.
Другая техническая трудность -- детали фурнитуры автомобиля, которые могут мешать своим наличием -- это молдинги, пояски, бортики, щели, рукоятки, фонари и др. Есть такой приём, когда изображение дизайнерское подгоняют под щели на поверхности, допустим, в месте капота, крыльев, дверц. Однако я сам большее внимание уделяю тому, чтобы главные детели изображения не попадали на уязвимые места, не "калечились".

Наконец, рассмотрим художественные трудности, которые сопряжены с первыми двумя:

-- здесь 6 позиций показано, первая из которых -- бланк автомобиля, (исходная, "пустая"). Такую схематику можно показать заказчику (если тот готов к сотрудничеству, условно говоря) до начала проектирования, но тот и сам, вероятнее всего, уже имеет представление о желаемом, которое, конечно же, может в приведённые схемы не уложиться.
Однако трудность тут вот в чём: заказчик не всегда понимает, что автомобиль -- не четырехугольное полотно картины либо плаката. У автомобиля -- своя форма. И в лучшем, самом простом случае, дизайнер оформляет именно такие прямоугольные борта у фургона (truck) -- где кузов по типу контейнера. Случай же с обтекаемыми формами микроавтобусов и проч. -- именно сложные. Тупиковый и непродуктивный путь дизайнера, в последнем случае, это пытаться "вписать" свой дизайн в дизайн автомобиля (в его динамические черты, линии, фигуры окон и прочих частей), как это показано в №2. Надо понимать, что графический дизайн самоценен и никоим образом трёхмерной фигуре не придаст дополнительного "автомобильного" обаяния, а наоборот, закроет красоту фигуры, замалюет блеск её. Компромисс в таком случае диктует цель оформления обёрткой: она коммерческая, информативная (рекламная). Я не рассматриваю тут случаи декорирования автомобиля, когда задача проста и декор форму автомобиля призван именно подчеркнуть и т.п.
Позиции №№3,4 игнорируют форму автомобиля, рисунок просто наносится так, как он ляжет на поверхность естественным путём (как обои на стенку в комнате, по всем выпуклостям) -- это продуктивный подход.
Позиция №5 может обойтись без обёртки, поскольку дизайн упирается лишь на небольшие элементы, текст и эмблему, расположенные по центру борта для моментального восприятия. Однако такую позицию можно посчитать базовой для оборачивания, когда фон полотна ровный, однако с заданным цветом (отличным от заводской окраски, разумеется).
Позиция №6  повторяет предыдущую и упирает на простоту донесения информации: это вроде приклеенного плаката либо крупно показанного логотипа. Такой эскиз можно показать явно капризному заказчику, чтобы дать ему понять и принять то обстоятельство, что борт автомобиля является своеобразной стеной, на которую что-то навешивается для демонстрации, и что изгиб крыши либо наличие воздухозаборника (ещё чего-то там) никоим образом не влияет на концептуальную канву дизайна обёртки: она не лепит автомобиль, но придаёт ему коммуникативную компоненту: на поверхность наносится "что-то полезное", что эстетически самоценно и что не интегрируется в дизайн кузова (не улучшает его, не дополняет, не подчёркивает, не портит и т.д.)

Tags: дизайн, мастер-класс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments