Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

О положительном направлении

Я уже писал не раз о формальных направлениях в графических работах, будь то плакаты либо миниатюры-знаки (лого). Больше меня увлекает ориентировка по сторонам света. При том я сопоставлял взгляд на проблему широкий с каким-то уплощённым-вычурным, от артдиректора Лебедева, который утверждает, что надо всегда рулить вправо.
Исследуя тему, которая в общем-то не настолько сложна, я пришёл к выводу, что вектор направленности в графической работе установить точно не удаётся -- когда такую задачу непременно ставить. Проще ориентироваться, используя категории верха, низа, а также левой части и правой части. Тогда, к примеру, элемент, расположенный правее центра рассматриваемого формата, можно определить, как движущийся вправо либо "на восток". Всё же, компас тут несколько экзотичен, поэтому ещё проще считать "от себя", "к себе" и т.д. Зрение человека устроено таким образом, что движение от-себя-вверх-чуть-правее вызывает более положительные эмоции восприятия, тогда как к-себе-вниз-чуть-левее -- наоборот. -- В этих двух схемах можно опускать "верх" и "низ". И разумеется, что принцип такой вовсе не должен служить догмой, пусть и приветствуется для европейского дизайна. В ином случае "верх" и "низ" важны для расположения графического элемента с приданием тому либо "тяжести" с весомостью, либо "лёгкости" парения.
И если остановиться именно на формальном аспекте проблемы, то мы прийдём к выводу, что индикатором направления может служить лишь ... индикатор направления. То есть, стрелка, безошибочный указатель. Например, изображение самолёта, повернутого носом вправо, ещё не означает движения вправо, поскольку прежде нам надо представить, что самолёт летит по-воображению (тогда как никуда он не летит до поры, пока не анимирован).

Теперь рассмотрим примеры.

archery -- здесь стрелка материализована, она представляет метательный предмет, который прежде и послужил символом-указателем. Но суть в том, что стрелка показывает влево и вниз. Казалось бы, эффект негативный, однако лого изображает не динамику (стрела летит), а конец движения, когда цель поражена. Поэтому здесь нет ошибки, и эффект замечателен.















ccr-3
            > а это широкоизвестное лого почтового курьера, где сформирована за счёт белого поля стрелка. Чтобы сориентироваться, даётся это поле закрашенным чёрным, ниже настоящего лого. Разумеется, курьер демонстрирует свою скорость и стрела "летит" -- вправо. Гештальт данной графической работы, всё же, немного хромает, поскольку изображение стрелки является визуально закрытым пространством, запертым массивами сомкнутых букв, хотя на поверку это как бы дырка (негативное пространство). Однако мы смело можем тут говорить о векторе направления, ведь он фигурирует.
Tags: Лебедев, дизайн со смыслом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments