Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Композиция

krest-- вот одна примечательная композиция времён советизации постпространства (неважно, как это время крестить). Это старый плакат неизвестного мне автора из СССР, выполненный в строгом ключе, примечательном и ныне утерянном. Я об этом много писал, рассуждая о низком уровне современного графического дизайна в России, объявившей себя страной-наследницей почившей в пучине. К сожалению, годы идут, а движенья в этом плане никакого, один регресс. Это обидно вдвойне, поскольку русская школа графики была замечательной. И даже коммунисты со своей идеологией привнесли в эту школу своеобразие ответвления, которое вполне мы вправе именовать стилем.
Собственно, лаконизм и выверенность данной композиции вполне дизайнерские, -- как термин "дизайн" в трактовке раскрывает себя. В СССР такого термина не было, а художники-конструктивисты (или авангардисты с модернистами) были в одно время вытеснены (вымараны), остались "художники-конструкторы", "художники плаката", "художники оформители" и т.п.
Впрочем, конструктивизм никуда не ушёл, пусть и был загнан в подполье пропаганды и соцреализма, -- там он и окончил свой путь в 90-х годах прошлого века вместе с Империей Зла -- для российских, повторюсь, мастеров. Лично я в Нью-Йорке нет-нет да показываю что-то из своей советской школы, и это в порядке вещей, вовсе не экзотика.

Рассмотрев плакат, мы найдём его декоративным (он красив), это подошло бы, допустим, для салфетки в приятный ресторан, если абстрагироваться от символики. Однако сам символ серпа и молота необычайно уродлив, это схема повёрнутого креста с полумесяцем серпа: две рукояти инструментов труда, тупое да острое. В этом символе нет ни одного вертикального элемента и он в себе кодирует беспокойство. Однако мастерство дизайнера вертикаль в композицию вносит в качестве коррекции, добиваясь равновесия. Элементы мелкого изображения, такие же штампы и символы советского быта (индустриальные пейзажи, пахота и др.) составляют фон и несколько формальны, вторичны,  и уже совсем абстрактны линии (полоски), составляющие диагонали графической рифмы либо примечательные вертикали.
Tags: СССР, уровень дизайна
Subscribe

Posts from This Journal “уровень дизайна” Tag

  • Безграмотная воинственность.

    Меня порой поражает безграмотная воинственность "смелых" дизайнеров. Я с такими сталкиваюсь по работе и они меня, скорее, не злят, но…

  • Старый эскиз

    Где-то в Москве проходит выставка советского псевдодизайна, это экспонат оттуда. Очень популярные папиросы разрабатывались в подаче неким…

  • В помощь дизайнеру

    Вопросами композиции молодые дизайнеры могут пренебрегать, а их зачастую и не учат толком. Многие считают, что графический дизайн -- это когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments