Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Перегиб

Назвать ли это перегибом? -- когда от притеснений и дискриминации со стороны царского правительства часть "еврейского казачества" бежала на Запад. Это была, надо полагать, самая мобильная часть россиян-евреев конца 19-го века и начала 20-го. Перегиб лучше передаст сравнение с переполнением чаши терпения, хотя образ гнутой ветки тоже представляет силу напряжения, когда вот-вот, и треснет, и всё обрушится.
Однако экскурс рисует мне совсем уж незавидную долю оставшихся "людей мира", этих поначалу обособленных и непохожих идишистов. Россия превратилась в Советский Союз, и еврейство постепенно утратило свою идентичность, прежде всего лишившись культового стержня (возможности сохранять свою религию, верить Б-гу и в Б-га), затем и национального культурного: на немецком диалекте могли общаться между собою лишь дореволюционные старики да часть молодёжи, рождённой в годы НЭПа. Советские евреи оказались начисто лишёнными своих национальных корней, ещё и при том, что само становление такой нации в современном восприятии далось неимоверным трудом, в основном немецких изыскателей. Поэтому всё, что объединяло советских евреев -- это причудливая внешность да затравленный, в основном, видок: ассимилироваться полностью евреям не удалось и за две сотни лет: они сохранили лишь свою внешнюю идентичность, обусловленную отторжением на местах и вне местечек. Всё, что советский еврей мог остальным советским людям предложить -- это некие отголоски старых легенд о якобы скупости своей, хитрости и бесстыдстве, круговой поруке кагала, ну и смешной порою акцент второй степени. -- К примеру, выросшие в семье говоривших между собою на идише родителей, дети унаследовали только лишь мелодику интонаций, не понимая ни слова. Они так и говорили на русском, "между своими", с нескрываемым акцентом, очерчивая круг доверительной близости.

Речь стоит вести о перегибе истории.

Самая возможность переселения в Израиль, возникшая в СССР в послевоенный период (может, с годов 60-70-х) явилась неожиданной национальной идеей. Не все кинулись репатриироваться, это было бы невозможным (только Сталин мог перемещать народы силком). Я имею в виду не сионизм, а советские будни, где еврей был с одной стороны "советским человеком, как все", а с другой, более реальной, изгоем, знавшем о сионизме лишь из сатирических агиток журнала "Крокодайл".

Когда я пытался обнаружить у советских евреев хоть какой-то характерный культурный признак, я его не находил. Допустим, у русских есть самовар, валенки, водка, национальные узоры. У грузин -- папахи с кинжалами. У молдаван -- виноградная лоза ... Евреи же оставались со своим секулярным носом.

На весёлой еврейской свадьбе могли заиграть одесскую полубандитскую песенку или там клязмерскую имитацию "Семь сорок", и это -- всё. Тут стоит заметить, что писатель Солженицын в своём известном труде показал значимость евреев среди русских, однако мой взгляд направлен со стороны другой, с подветренной.
Tags: Россия, СССР, Солж, евреи
Subscribe

  • Задание

    Мне по работе задание было. Артдиректор приказал изобразить дизайн, это такое крупное панно на фасаде, и чтобы было «модерн». Вот я сделал. Там и…

  • Читая объявления о найме дизайнеров

    Я удивляюсь этим объявлениям. Это сайт LinkedIn мне поставляет. Я просил их присылать, что по спросу на графиков-дизайнеров. Ну вот, к примеру,…

  • Мода на плоский дизайн

    Считается, что «плоский» сейчас более «современен», то есть в графике последних лет пяти-восьми считается отстойным демонстрировать всякие эффекты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments