Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Уроки мастеров дизайна.


Г. Г. Клуцис. «Выполним план великих работ!». Плакат. 1931.

КЛУЦИС, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1895–1944), художник, выдающийся авангардист, один из создателей искусства фотомонтажа.
В 1938 Клуцис был осужден по сфабрикованному обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов» и расстрелян. По другой версии умер в среднеазиатском концлагере 16 марта 1944. Посмертно реабилитирован (1956).

 Ниже покажу схему задумки (композиции) этого плаката, как я её вижу:

*

Слева, собственно, авторская идея компоновки, строгая, понятная, чёткая. Понятной она должна быть для подготовленного зрителя, кто схему ищет, однако неискушённый зритель СЛЕДУЕТ СХЕМЕ, -- его взгляд, за каким и восприятие -- следуют воле дизайнера, на что и расчёт.

 И "наглядная агитация коммунистов", и "реклама" в западном мире -- суть одно и то, когда задействуют естественные законы восприятия, действуют на эмоциональном, подсознательном уровне и т.п.

Я бы посчитал данный плакат классическим и незамутнённым образчиком дизайна.

А вот справа я показал взгляд малограмотного дизайнера, -- нынешнего, особенно российской школы "взлёт-посадка", который прошёл ускоренные курсы фотошопа в Уфе, записался в друзья блога А.Лебедева (фотожабы ваять), пытливо изучает МОДУ в графическом дизайне Челябинска и т.д.



    **



_____________________________________
*
** Читать комментарии.



А теперь рассмотрим пример дизайна с композицией попроще, но поддерживающей идею Клуциса.
Это плакат Сергея Сенкина, того же 1931 года. Дело в том, что Сенкин сотрудничал с Клуцисом и был впечатлён его стилем.

Здесь мы находим при анализе ту же вертикаль -- центральную ось. Только, если у Клуциса ось незрима, угадывается, то здесь она "обозначена" линией, границей между белым и зелёным полями. По технике, как видно, тот же фотомонтаж, а также идея единения массы -- в одно ( все, как один). Однако если отойти от идеологии (всё же, я об идее дизайна) и рассмотреть композицию формалистически, то в ней противопоставлена одна фигура -- множеству фигур. Тут контраст такой. И снова к идее: чтоб не быть расстрелянным, а именно, не противопоставлять народу партию, или  не отделять вождя от народа, дизайнеру пришлось идти на ухищрения, причём, такого рода, чтобы и контраст форм сохранить (контраст чисел -- еденицы и множества), и единство идейное сохранить. Тут внимание:

при контрасте, заложенном в композицию, важно не сглаживать его, но добиться компромисса для контрастирующих частей, примирить их друг с другом -- как-бы.

-- Собственно, здесь формула выразительности выведена, эффекта, какой воздействует положительно -- интригует, побуждает, выявляет упомянутую идею через форму и так далее. Это распространённый приём, причём, контрастом звать можно что угодно парное (диалектически, например).  Тут, в плакате и контраст светлот, и цветовых полей.
Видно, что старых мастеров коммунисты взяли в оборот. Я сам, как немолодой художник, в принципе, испытал в своё время диктат этого ордена, даже и жизнью чуть не поплатился, о чём писал ранее.

Теперь схему рассмотрим.

-- Взгляд персонажа указывает на "Знамя Ленина" -- оно в виде  красного текста, размещённого "флажком". Также тут оси вертикальная и горизонтальная, организующие статическую, уверенную постановку изображения, в отличие от первого плаката, где наряду с вертикалью и косые от углов оси есть, по каким руки и надписи (опять же, дав незримую вертикаль, Клуцис "притормаживал коней"). Ещё что мы тут видим: перекрестье расположено не по центру формата, а чуть выше. Это чтобы зрительно утяжелить низ, т.к. показав низкую линию горизонта (край толпы "вдалеке"), для монументальности фигуры вождя, автор излишне "облегчил" правую нижнюю четверть. Но это я показал линию -- для схемы. У автора она намечена хитрее, верним обрезом светлого элемента (неба), какой приобретает вес, даже и будучи "воздухом".
Кроме всего, горизонтальная ось членит фигуру персонажа по руки (в карманах). Сопоставим: руки и флаг. Нюанс такого сопоставления предусмотрен, ведь речь о "Знамени Ленина" (он передал знамя).

В комментариях я упомянул о руке, как символе, если ладонью показ. У Клуциса, в первом плакате, к ладони примыкает слово "работ" (готовность взяться за работу...)

Вот ещё один плакат Клуциса, тоже 1931-года:

-- Здесь конкретно: знамя, древко, удержание.

Из интересных приёмов композиции тут ритмичность и нарастание: это флаги с маленького первого по четвёртый у рабочего.
Ещё о линии горизонта: земля тут глобусом, горизонта нет, фигура монументальная-циклопическая. Однако автор думает и о другом эффекте: как зритель воспримет фигуру по отношению к себе же, раз это фотореалистичная фигура и крупная, и перед лицом. -- Нет горизонта, а глобус -- уж очень абстрактно.
-- Дизайнер искажает фигуру рабочего по специальным перспективным линиям с точкой схода таких линий далеко вверху и не на линии горизонта. То есть, зритель как бы ниже ростом и смотрит, соответственно, снизу. Вот теперь по-настоящему монументально!

Другой плакат Клуциса, снова 1931-го продуктивного года.

-- Здесь мастер продолжает наши экскурсы вдаль. В данном случае -- под горизонт! Посмотрите на блестящую идею "винтовой" проходки фигур от условного переднего края. Здесь применён приём "заслонения" фигур, причём неординарно. Если фигура заслоняет другую, значит, эта фигура ближе к нам (к наблюдателю). Клуцис решил своё пространственное построение иначе. Заслонённая фигура у него -- крупнее. А самая дальняя фигура, она же и самая высокорасположенная -- шахтёра -- оказывается самой крупной. Тогда как академические приёмы построения перспективного вида на плоском листе нас учат обратному: как-бы дальнее должно располагаться на листе выше и быть мельче тех фигур, что как-бы ближе и крупнее.
Tags: Клуцис, дизайн, урок
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Journal