Г. Г. Клуцис. «Выполним план великих работ!». Плакат. 1931.
КЛУЦИС, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1895–1944), художник, выдающийся авангардист, один из создателей искусства фотомонтажа.
В 1938 Клуцис был осужден по сфабрикованному обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов» и расстрелян. По другой версии – умер в среднеазиатском концлагере 16 марта 1944. Посмертно реабилитирован (1956).
Ниже покажу схему задумки (композиции) этого плаката, как я её вижу:
*
Слева, собственно, авторская идея компоновки, строгая, понятная, чёткая. Понятной она должна быть для подготовленного зрителя, кто схему ищет, однако неискушённый зритель СЛЕДУЕТ СХЕМЕ, -- его взгляд, за каким и восприятие -- следуют воле дизайнера, на что и расчёт.
И "наглядная агитация коммунистов", и "реклама" в западном мире -- суть одно и то, когда задействуют естественные законы восприятия, действуют на эмоциональном, подсознательном уровне и т.п.
Я бы посчитал данный плакат классическим и незамутнённым образчиком дизайна.
А вот справа я показал взгляд малограмотного дизайнера, -- нынешнего, особенно российской школы "взлёт-посадка", который прошёл ускоренные курсы фотошопа в Уфе, записался в друзья блога А.Лебедева (фотожабы ваять), пытливо изучает МОДУ в графическом дизайне Челябинска и т.д.
**
_____________________________________
*
** Читать комментарии.
А теперь рассмотрим пример дизайна с композицией попроще, но поддерживающей идею Клуциса.
Это плакат Сергея Сенкина, того же 1931 года. Дело в том, что Сенкин сотрудничал с Клуцисом и был впечатлён его стилем.
Здесь мы находим при анализе ту же вертикаль -- центральную ось. Только, если у Клуциса ось незрима, угадывается, то здесь она "обозначена" линией, границей между белым и зелёным полями. По технике, как видно, тот же фотомонтаж, а также идея единения массы -- в одно ( все, как один). Однако если отойти от идеологии (всё же, я об идее дизайна) и рассмотреть композицию формалистически, то в ней противопоставлена одна фигура -- множеству фигур. Тут контраст такой. И снова к идее: чтоб не быть расстрелянным, а именно, не противопоставлять народу партию, или не отделять вождя от народа, дизайнеру пришлось идти на ухищрения, причём, такого рода, чтобы и контраст форм сохранить (контраст чисел -- еденицы и множества), и единство идейное сохранить. Тут внимание:
при контрасте, заложенном в композицию, важно не сглаживать его, но добиться компромисса для контрастирующих частей, примирить их друг с другом -- как-бы.
-- Собственно, здесь формула выразительности выведена, эффекта, какой воздействует положительно -- интригует, побуждает, выявляет упомянутую идею через форму и так далее. Это распространённый приём, причём, контрастом звать можно что угодно парное (диалектически, например). Тут, в плакате и контраст светлот, и цветовых полей.
Видно, что старых мастеров коммунисты взяли в оборот. Я сам, как немолодой художник, в принципе, испытал в своё время диктат этого ордена, даже и жизнью чуть не поплатился, о чём писал ранее.
Теперь схему рассмотрим.
-- Взгляд персонажа указывает на "Знамя Ленина" -- оно в виде красного текста, размещённого "флажком". Также тут оси вертикальная и горизонтальная, организующие статическую, уверенную постановку изображения, в отличие от первого плаката, где наряду с вертикалью и косые от углов оси есть, по каким руки и надписи (опять же, дав незримую вертикаль, Клуцис "притормаживал коней"). Ещё что мы тут видим: перекрестье расположено не по центру формата, а чуть выше. Это чтобы зрительно утяжелить низ, т.к. показав низкую линию горизонта (край толпы "вдалеке"), для монументальности фигуры вождя, автор излишне "облегчил" правую нижнюю четверть. Но это я показал линию -- для схемы. У автора она намечена хитрее, верним обрезом светлого элемента (неба), какой приобретает вес, даже и будучи "воздухом".
Кроме всего, горизонтальная ось членит фигуру персонажа по руки (в карманах). Сопоставим: руки и флаг. Нюанс такого сопоставления предусмотрен, ведь речь о "Знамени Ленина" (он передал знамя).
В комментариях я упомянул о руке, как символе, если ладонью показ. У Клуциса, в первом плакате, к ладони примыкает слово "работ" (готовность взяться за работу...)
Вот ещё один плакат Клуциса, тоже 1931-года:
-- Здесь конкретно: знамя, древко, удержание.
Из интересных приёмов композиции тут ритмичность и нарастание: это флаги с маленького первого по четвёртый у рабочего.
Ещё о линии горизонта: земля тут глобусом, горизонта нет, фигура монументальная-циклопическая. Однако автор думает и о другом эффекте: как зритель воспримет фигуру по отношению к себе же, раз это фотореалистичная фигура и крупная, и перед лицом. -- Нет горизонта, а глобус -- уж очень абстрактно.
-- Дизайнер искажает фигуру рабочего по специальным перспективным линиям с точкой схода таких линий далеко вверху и не на линии горизонта. То есть, зритель как бы ниже ростом и смотрит, соответственно, снизу. Вот теперь по-настоящему монументально!
-- Здесь мастер продолжает наши экскурсы вдаль. В данном случае -- под горизонт! Посмотрите на блестящую идею "винтовой" проходки фигур от условного переднего края. Здесь применён приём "заслонения" фигур, причём неординарно. Если фигура заслоняет другую, значит, эта фигура ближе к нам (к наблюдателю). Клуцис решил своё пространственное построение иначе. Заслонённая фигура у него -- крупнее. А самая дальняя фигура, она же и самая высокорасположенная -- шахтёра -- оказывается самой крупной. Тогда как академические приёмы построения перспективного вида на плоском листе нас учат обратному: как-бы дальнее должно располагаться на листе выше и быть мельче тех фигур, что как-бы ближе и крупнее.