?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Безграмотная воинственность.
unicorn
filin7
Меня порой поражает безграмотная воинственность "смелых" дизайнеров. Я с такими сталкиваюсь по работе и они меня, скорее, не злят, но вводят в бесперспективную тоску. Смелость такая состоит, вроде, и в безапелляционности, но в то же время и в неправильно привитых установках. Это как малыша вовремя не отучат от соски-пустышки, так он и будет ходить -- с умным, надо полагать, видом. Собственно слабость, как уже ясно, проявляется в штампах, установках и во вредной самоуверенности. Вот простой пример по графической композиции -- распределении визуальных элементов в прямоугольном вытянутом формате:

board2


-- показаны схемы. Спрашивается, можно ли сказать, какой из этих дизайнов (какая схема) правильный, а какой нет? Профан ответит, скорее всего, так: верхний плакат слишком перегружен элементами, а вот нижний смотрится неплохо. Возможен и вариант наоборот, мол, нижний слишком пуст, можно ещё что-то добавить ...

Правильный ответ будет таким: оба варианта хороши, если их делал добросовестный грамотный дизайнер, то есть, с умом.
Композиция может быть плотной, может быть и разреженной, и в специальной пропорции (соотношение пустот и пятен, согласно модульной сетке и т.п.), и соотноситься с темой, являть особую задачу коммуникации -- уже решённую дизайнером -- вкупе с эстетическим набором характеристик, где как плотность, так и разреженность могут быть задуманы.

Я считаю, дизайнеру недопустимо судить работы своих коллег, так же, как и художнику судить художника, критиковать горячо и словно со знанием дела, -- тогда как единственно допустимым критерием служить может личное отношение к образчику с оценкой "нравится" или "не нравится": автор дизайна сам отвечает за профессиональный уровень своей работы. Так, плохая работа будет отвергнута клиентом либо вызовет насмешки, неприятие со стороны публики. Дизайнер, который не в состоянии править свои неудавшиеся работы, останется в итоге не у дел и вынужден будет либо оставить поприще, либо учиться всерьёз (доучиваться).

В таком случае мы легко приходим к выводу, насколько дурными могут быть советы недалёких коллег по творческому цеху.

  • 1
Попытка поставить точки над i, вставших в "позу" в "квадрате Малевича"? Или "сперматозоид не справился с установкой художника"?

Меня часто бесят "эстетически подкованные" клиенты, которые чётко как-бы знают, каким должен быть дизайн их заказа (тогда не ясно, зачем они обращаются ко мне). Но когда такой клиент пытается привлечь сразу двух-трёх дизайнеров, допустим, работников одного офиса, на него просто жалко смотреть, настолько он может быть обескуражен. Поэтому я стараюсь никогда в такие дискуссии не влезать.

В таких случаях посылать надо "лесом". Пусть свои спички делают.

(Удалённый комментарий)
Побили его горожане, наверное.

(Удалённый комментарий)
Нравятся иллюминаторы, гвоздь этой, так сказать, яичницы.

"Не суди и не судим будешь" – слышали!

Более вредного и рабского постулата я не знаю. К чему привело тупое следование таким учениям мы можем наблюдать на примере России.
...
Вы однако попытались (и часто это делаете) прокомментировать картинки, но при этом отказываетесь "судить"?
И отказываете в этом праве другим?
...
Если под этим словом понимать не хамское высмеивание, а аргументированный спор-разбор, то судить необходимо!
Себя в первую очередь. – А значит и других!
...
В молчаливом соглашательстве рождается всё дурное. И портится воздух-среда вокруг.

Но главное: я вижу здесь странную непоследовательность: "не судя", Вы однако пытаетесь говорить оценочными категориями – "уровень работ" и т.п.
Но о каком уровне можно говорить, лишив себя права говорить (судить) вообще?!

А если же всё отдавать на суд заказчика и рынка, то это значит полностью опустить и презреть мнение профессионалов и элементарную грамоту, и каноны и критерии и законы ремесла и искусства.

"...единственно допустимым критерием служить может личное отношение к образчику с оценкой "нравится" или "не нравится"
– у меня абсолютно противоположное мнение. Меня поразила эта Ваша фраза! Ею Вы перечеркиваете смысл и необходимость любого профессионально-художественного образования!
Более тупого и обывательского критерия в искусстве и даже в дизайне, нежели "нравитсяненравится" придумать трудно!
...
Я не болен иудо-христианским ПГМ и мне плевать на постулаты из религиозных уставов для баранов. А посему смею высказать своё мнение и судить всё, что Я вижу. Иначе я превратился бы в тупое быдло. Лучше быть и слыть воинственным безграмотным, чем безграмотным быдлом.
...
Поэтому и я выскажусь про "дизайны" приведённых примеров:
это это вообще "не дизайны", а полу-случайные бессмысленные почеркушки.
Бессмысленные потому, что нам здесь и не показали ту особую задачу и место приложения этих пятнышек – их предполагаемую функцию. Поэтому говорить про дизайн здесь бессмысленно.
А про формальную композицию – смешно. Не всё, что ляпнула рука или мышка достойно даже осуждения. тут я пожалуй сам проявлю непоследовательность , сказав, что и вправду не надо судить всякий плевок, "пук" и "как".
Хотя абсолютно про всё можно с умным видом сказать "перегружен", "пуст", "смотрится неплохо"... Это не значит, что "автор" любой какашки неподсуден, если он назвал свою какашку на моём столе "концептуальным дизайном"...

Прохиндеи, самозванцы, бездари и хамы будут какать нам под нос и на голову пока мы не научимся быть смелыми, быть ответственными и требовательными, судить и наказывать (аргументом, словом, презрением), не полагаясь на власть и на бога.

Re: "Не суди и не судим будешь" – слышали!

Благодарю за комментарий.

Мною показаны схемы (это подчёркнуто в тексте), для дизайна это пятна (фигуры) и линии. Но проиллюстрирован подход, как это делают профессионалы в среде с достаточно развитыми профессиональными этическими установками. Я допускаю, что мастер может работать и творить в изоляции, запутаться и жаждать оценки подвернувшегося на счастье коллеги. Поэтому ваша позиция может считаться исключительной, по крайней мере в том горячем ключе, в каком она бъёт.

Я не отвергаю коллегиальность в дизайне и, наоборот, являюсь апологетом уникальной дизайнерской среды в Нью-Йорке. -- Допускаю, что подобное встречается, к примеру, в Германии, в Швейцарии (но я там не был), где могут быть особо сильны, как европейские, цеховые позиции аспекта ремесленнического (чего не чужд, собственно, графический дизайн -- "не совсем искусство"), однако за долгие годы работы в США мне ещё ни разу не встретился грамотный дизайнер-профи, который бы взялся распекать то, что он не понял либо работу своего прямого конкурента, -- тогда как этим грешат дилетанты. В принципе, это я и хотел сказать.

Re: "Не суди и не судим будешь" – слышали!

Автор пишет: "Я с такими сталкиваюсь по работе и они меня..."
То есть, речь о конкретной сфере для случая. Между тем, как видно, автор не против критики (может, и самокритики), если вести речь на примерах сторонних дизайнерских работ -- о дизайне. Это не коллеги по творческому цеху, а скорее неудачники вне цеха или профаны. В то же время автор не отвергает учащихся, у него и уроки тут, и мастер-классы. Вовсе не зазорно быть неумелым на пути к вершинам способности.

  • 1