?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Нурда и Винелли
unicorn
filin7
Эти два дизайнера, Нурда и Винелли, где-то 44 года назад попытались привести в порядок систему графики для ньюйоркского сабвэя (подземки). Вот как выглядела визуально-крммуникационная система в переходный период:

97337468-580
Photograph by Tom Middlemiss/NY Daily News Archive/Getty.

Поезд идёт на Брайтон-бич.


Как видно, ещё в наличии шрифтовой разнобой, но вывеска вверху из себя уже дизайнерская. Кстати, одной из причин, по которой привлекли двух молодых специалистов, была абсолютно губительная ситуация. Люди элементарно путались, блуждали не туда, не было чувства порядка, системы, каких-то отправных символов либо стиля, причём, на тот момент сабвэй уже был достаточно испытанным средством передвижения горожан, за лет 60. Дизайнеры постановили всё старое демонтировать (правда, сделали поблажку для некоторых мозаичных надписей на облицованных стенах некоторых станций). Есть также схемы подземки, карты, разработанные Винелли. Но наряду с ними практикуются, даже шире, некие осовремененные усреднённые, и они как-то практичнее, поскольку дизайн винеллиевских, как мне кажется, уж больно холоден и расчётлив, что-то вроде научной схемы, что может отпугивать.

Также на снимке мы видим, что вывеска из себя белая с чёрными надписями классического уже фасона Гельветики, кружок с буквой должен быть цветным, как это в натуре. Но -- от белого фона пришлось в какой-то момент отказаться из-за граффитчиков, тем был этот фон, как манящий чистый лист. И поэтому нынче такие вывески, и вообще, в основном все -- на чёрном фоне. Так устоялось, хотя граффити из подземки, практически, изгнали.

Тут можно ещё подчеркнуть, что Винелли и Нурда сопроводили свою разработку массивным томом инструкций. В те годы, когда не было настольных станций-компьютеров, это было необходимо, как и то, что брэнд требовал неукоснительного соблюдения. Эта строгость была оправданной, поскольку запрещала всяким умельцам, печатникам и художникам, вносить свои приукрасы, опасные скатываньем к новой очередной неразберихе с наглядностью. В инструкциях давались чертежи, привязки визуальных элементов к графической сетке, формулы пропорций и масса всего иного. Такая практика была в порядке вещей, я ещё застал её в СССР. Разумеется, что сами владельцы брэнда понимали, насколько важна идентичность, маркетинг узнаваемости, своя марка.

Однако времена изменились. По работе, в эти дни, я очень редко пользуюсь такими брэндбуками. Мне дают для работы готовые логотипы в виде цифровых файлов, их нет нужды вычерчивать. То же и с цветом (краской). Зачастую инструкции сводятся к нескольким примерам сочетаний форматов, примерам применения шрифтов и т.п., но основную работу с такой графикой ведут специалисты, обслуживающие брэнд на его "родной" фирме. К примеру, лично я обслуживаю один широкопопулярный городской брэнд, но это работа коллективная, поскольку работы очень много, и динамика брэнда очень высока: не так давно прошёл ребрэндинг (полная переделка стиля, логотипа и оформления), потом была адаптация, сейчас идут нововведения с привнесениями и т.д., и что интересно, это всё отражается повсеместно, на улицах и площадях, в витринах и в рекламе, всё работает и апробируется.
 Снова к подземке возвращаясь. Мне пришлось раз оформлять один выход станции, где-то в Манхэттене. Никто мне никаких инструкций не давал, я просто сделал дизайны в ключе, который нет труда почерпнуть из наблюдаемого: чёрный фон, знаки маршрутов, тексты белым, пропорции, величины -- ничего сложного. Однако сам Винелли говорит, что от его дизайна, в нынешнем городском варианте, по прошествии более 40 лет, осталась где-то половина (сюда же отнести упомянутую смену белого на чёрный). И как раз в таком деле, действительно, хотелось бы постоянства, строгой системы. Это уже лицо города, и давно, как мы видим:

nyc_transportation_subway

  • 1
Вы серьезно в Нью-Йоркском метро дизайнер работал :-) , ну что буду теперь знать, а то всегда думал что там просто как упало так и оставили :-)

Я бы рад, но мне хватает работы в других местах. Просто, один раз оформлял вход-выход, типа вывески с указателями и т.п. Работать же дизайнером в системе сабвэя MTA было бы интереснее, если б дали область рекламы внутри да снаружи, например, плакаты, а не набор всякой транспортной инвормации в буклетах, проспектах, листовках, где больше текстовой вёрстки и т.п., тем паче, что там в МТА мощный профсоюз, обеспечивающий все блага и медстраховку.

  • 1