Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Category:

Поразительной красоты дизайн. Плакат. О России.




Это плакат, для агитации он. Как сейчас сказали бы, рекламный. Изображён на нём Лев Давидович Бронштейн. Плакат выпущен в 1919-ом, автор неизвестен (вероятно, бесславно расстрелян). Плакат данный я назвал бы классикой дизайна (наряду с другими, разумеется).

  В своём труде об СССР г. Бронштейн писал (в 1937):

"Прогрессивная роль советской бюрократии совпадает с периодом перенесения важнейших элементов капиталистической техники в Советский Союз. На заложенных революцией основах совершалась черновая работа заимствования, подражания, пересаживания, прививки. О каком-нибудь новом слове в области техники, науки или искусства пока еще не было и речи. Строить гигантские заводы по готовым западным образцам можно и по бюрократической команде, правда, втридорога. Но чем дальше, тем больше хозяйство упирается в проблему качества, которое ускользает от бюрократии, как тень. Советская продукция как бы отмечена серым клеймом безразличия. В условиях национализованного хозяйства качество предполагает демократию производителей и потребителей, свободу критики и инициативы, т.е. условия, несовместимые с тоталитарным режимом страха, лжи и лести."

Это я выделил ключевое по теме, и что именно я отнёс бы к конкретной статье "хозяйствования" современной России, правоприемницы традиций Советов. -- Это о том же дизайне, области графики.

Увы, та школа или течения, что изгнаны были вместе с Бронштейном (по времени -- это русский конструктивизм, прочее из авангарда) и оказавшие влияние на зарождение самого понятия дизайна -- это область утерянных навсегда позиций. "Серое клеймо безразличия" -- точнейшее определение нынешнего положения дел, наряду с "черновой работой заимствования". Повторюсь, что применительно к России (СНГ в целом) привёл.

Что я могу предложить-предположить.

Судя по тенденции, российский дизайн продолжит влачить жалкое существование, пока не сменит приоритеты. Ничего в пользу последнего пока что не говорит, намёка на подвижки нет. На какой-то национальной идее тоже не выехать, -- нет такой идеи и не предвидится. Не сможет служить ориентиром творчество мастера-лидера: таких лидеров нет. -- А появись такой, следовало б ему быть титаном, величиной уже мирового уровня. Мне сказали, что есть такая Студия Лебедева. -- Увы, на школу дизайна она претендовать не может, значительных работ и направлений в дизайне у неё нет: это сотня нанятых со всей страны исполнителей для той же "черновой работы заимствования".

Предположить можно следующее и очевидное: как оно есть и сложилось, то и благо. Иным словом, необходимости менять приоритеты может и не быть, всех всё устраивает и само по себе что-то куда-то движется, а значит, прогрессирует. Тогда некрасивый дизайн можно посчитать своеобразным, что-то наподобие загадочной русской души (в которую плюют "враги", не желающие признавать шедевром уродливое). Подобия полного не выйдет, так как россияне копируют всё западное, слепо и подслеповато.

Что б я предложил профессионалам. Прежде всего -- отказаться от идеи моды в графическом  дизайне. Это несложно. Затем -- не следовать ослами за морковкой Лебедева (он сам её съест). Наконец, заняться изучением наследия своей страны, -- а начали с СССР, напомню. При надлежащем усердии можно осознать, что графическая культура не подлежит слому на тот же манер, что и политическая система (страну сменяет страна, а культуру -- бескультурье). За осознанием  начнётся поиск мостков и путей, осилит же дорогу -- идущий.
Tags: Лебедев, Россия, дизайн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment