Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
"Битлз" не были запрещены в СССР. Зачем говорить неправду?
unicorn
filin7
Оригинал взят у v_tretyakov в "Битлз" не были запрещены в СССР. Зачем говорить неправду?
Только что по Первому каналу в фильме о Великобритании Владимир Познер заявил, что в Советском Союзе "Битлз" были запрещены. Это неправда. В СССР выходили пластинки "Битлз". Первая, по-моему, голубая мягкая сорокопятка - ОБлади-Облада и ещё три песни.
На танцплощадках "Битлз" звучали по всей стране абсолютно спокойно. И по радио (государственному) тоже - в 70-е годы определённо.
О магнитофонах - уже и не говорю.

--------------------------------------------------------


Мой комментарий наскоро:

Даю справку. В СССР Битлз были "запрещены" в равной степени с другими популярными группами или исполнителями с Запада. Запрет такой неполный, поскольку будь он на самом деле, полным, Советам надо было бы выставить миру обоснования, и очень веские, к тому же указать, почему именно кто-то один удостоился такой "чести". Поэтому вернее говорить о тотальном ограничении проникновения западной "враждебной" культуры, особенно молодёжной, совращающей с пути комсомольцев и пионэров. А вот о "враждебности" слагалось, как раз, много. Особенно массой повествований отличались сатирические журналы, выделяющие, скорее, музыкальные направления и веянья молодёжной культуры по пластам, причём, очень выверенно (например, термина "битломания" вы там не встретите). Ну а мелкие инциденты, к примеру, с "Роллингами", что-то с драками-наркотиками, разрастались в обширные фельетоны, похожие по размаху на эпические саги. Из этих источников, по большей части, и черпалась населением информация, а полной объективной -- не было. Иными словами, тут проще означить явление буднями под Железным занавесом. Причём, дабы оставить у советикуса европейский ориентир (а не индийский или ещё какой азатский-восточный), идеологи вели обзор в рамках "зарубежной эстрады", где выборочно давали что-то из Битлз, прочих британских групп или американских, известных и малоизвестных. Предполагаю, что тут была небольшая оглядка на Францию, за которой ревностно подглядывали, к тому же, общеизвсетно, что французским кинокомедиям в СССР была представлена самая обширная аудитория, хоть та не входила в соцлагерь. Фактором являлся, также, новый музыкальный инструмент, электрогитара, что воплощала в себе, по тем временам, достаточно веский шаг прогресса, но виртуозов в Союзе не было и нужно было давать хоть какие-то примеры. Например, в одной из меленьких пластиночек песня Битлз была представлена "английской балладой". Ни о каких выпусках битловских альбомов не могло быть и речи, а это не 3-5, а сотни популярных песен, да ещё и кинофильмы сюда отнести, с битлами, да и битломании не из чего было разгореться -- вживую -- а не спустя четыре года после распада группы и прекращения гастролей: не было практически никакой о них информации. Задним числом, через проявления моды (причёски, фасоны одежды, очки и т.п.) битломания, уже разбавленная, нашла своё отражение в советском быту, да и то, скорее у выпускников школ, а не у старшеклассников или младших юнцов: тех жёстко контролировали, заставляли стричься и т.д.
Добавить стоит также, что альбомы Битлз, завезённые контрабандой в Союз, не тиражировались. Их держали втихаря и так же втихаря прокручивали для посвящённых, никакого широкого копированья на магнитофонные ленты не было. -- И это до периода, где-то, 1978-го года, когда модными стали совсем другие течения музыки, которые, как раз, неофициально тиражировались, начиная года с 74-го. В это время в СССР, например, широкий ход был дан популярности группы Бони-М, ведь они были неграми, вовсе не американцами, почти кубинцами... -- Можно сравнить, кстати, что есть в таком ключе запрет, а что прокат. Однако в 78-79-ых Битлз могли вам записать в полном объёме в студии при Доме быта -- на ленты, -- вот только интересовали они уже немногих. Далее, во времена горбачёвской Перестройки, вопросы жёсткого блокирования иностранной поп-музыки были неактуальными, хотя идеологическая цензура оставалась, например, из ряда "хулиганистых" групп выбирали тех, кого нельзя было показывать советскому обывателю ни в коем случае. Однако вне официоза люди, кто интересовался, уже могли получать доступ самостоятельно, теми либо иными путями.

  • 1
У меня была пластинка среднего формата, типа мелодии и ритмы зарубежной эстрады
На ней была песня Битлз Girl без названия и исполняет ВИА.
сорокопяток в ссср не было.
Сорокопятка это пластинка для автомата, у нее большая дырка в середине.

Возможно человек помоложе и помнит только запрет 1986 года, там битлз нет. http://forever-rock.narod.ru/others/dirty_list.htm

Edited at 2015-01-13 07:27 (UTC)

Да, что-то наподобие было. Я помню, в советском детском телеспектакле про Карлсона пели на мотив Битлз, по-русски ("Вчера ограбил я базар, устал я, как ишак...") -- это про багдадского вора, где-то 1969-ый год, что-то про Алладина и т.п., но ссылки на авторство мелодии не давалось. Просто крали. Те же советские ВИА -- крали безбожно -- в основном, всё же, переделывая аккорды и прочие явные узнаваемые битловские моменты, что можно было списать на "влияние". Однако то, что знали специалисты-музыканты, мы, молодёжь, воспринимали их авторским откровением, а не перепевом.
При раннем Горбачёве остро вопрос не стоял. Все запреты уже могли обходить, была уже даже не фарцовка, но откровенно чёрный рынок.

С большой дыркой помню такие. Но у меня в доме была нормальная радиола, там такие не вставлялись.

В СССр было ВСЁ ужасно, в России нынче ещё хуже (тут должен быть громко ржущий смайлик)). Однако у моих родителей было несколько пластинок Битлов, Люи Армстрога и что-то там ещё буржуйское, но изданное и купленное в союзе. У нас были разные СССР). Битлв были на маленьких пластинках с подписями ВИА Битлз)

В позднем Союзе это было, не спорю. Упоминаю время Горбачёва. Тогда бИТЛЫ УЖЕ ВЫГЛЯДЕЛИ НЕВИННЫМИ АНГЕЛКАМИ.

Мне, на минуточку. 40 лет скоро будет)) Соответственно детство и аббревиатура ВИА как раз конец 70-х, по крайней мере пластинки эти были до 1980 г.
Ну вот на вскидку, если погуглить первая жессылка http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=9209.0 Я эти мааленькие пластинки помню с самого раннего детства)

Edited at 2015-01-13 16:37 (UTC)

бЛАГОДАРЮ ЗА КОММЕНТ.
Да, конечно, вы могли иметь в коллекции пластинок что-то раннее, до рожденья изданное. В моём детстве такими коллециями были чуть ли не патефонные пластинки, надо было для них скорость оборотов подбирать, но там никакого рок-н-ролла не наблюдалось, да и Вертинского, к примеру, Козина, других "сомнительных" авторов на тот период.
ВИА -- были полным отстоем и подражанием Западу, правда, что-то такое творческое-оригинальное могли творить "Песняры", одна молдавская группа (сёрф-рок) и несколько других, которых и не вспомнить толком. Слушать подобное дома считалось непристижным и даже позорным. Я крутил на всё катушку Дип Пёрпл, Элтона Джона, Слэйд -- 1972-й год.

Edited at 2015-01-13 20:26 (UTC)

Ну видите, как вам повезло, вы были истинным правильным меломаном). Мои родители просто шли и покупали в магазине пластинки, те которые продавались. В том числе и "Битлз" на мелких пластинках. Откровенно плохой музыки у них не помню, но и редких пластинок не добывали) Вопрос был - запрещён или не запрещён был "Битлз". Правильный ответ - не запрещён. Не одобрялся, не рекомендовался, но не был запрещён. Запрещено - это когда изымается, порицается и наказывается за употребление. Так было, например, с некоторыми литературными вещами в самиздате. А некоторые самиздатовские вещи ходили по рукам спокойно и безопасно. Это если объективно, а не - там был Ад))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account