?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
"Битлз" не были запрещены в СССР. Зачем говорить неправду?
unicorn
filin7
Оригинал взят у v_tretyakov в "Битлз" не были запрещены в СССР. Зачем говорить неправду?
Только что по Первому каналу в фильме о Великобритании Владимир Познер заявил, что в Советском Союзе "Битлз" были запрещены. Это неправда. В СССР выходили пластинки "Битлз". Первая, по-моему, голубая мягкая сорокопятка - ОБлади-Облада и ещё три песни.
На танцплощадках "Битлз" звучали по всей стране абсолютно спокойно. И по радио (государственному) тоже - в 70-е годы определённо.
О магнитофонах - уже и не говорю.

--------------------------------------------------------


Мой комментарий наскоро:

Даю справку. В СССР Битлз были "запрещены" в равной степени с другими популярными группами или исполнителями с Запада. Запрет такой неполный, поскольку будь он на самом деле, полным, Советам надо было бы выставить миру обоснования, и очень веские, к тому же указать, почему именно кто-то один удостоился такой "чести". Поэтому вернее говорить о тотальном ограничении проникновения западной "враждебной" культуры, особенно молодёжной, совращающей с пути комсомольцев и пионэров. А вот о "враждебности" слагалось, как раз, много. Особенно массой повествований отличались сатирические журналы, выделяющие, скорее, музыкальные направления и веянья молодёжной культуры по пластам, причём, очень выверенно (например, термина "битломания" вы там не встретите). Ну а мелкие инциденты, к примеру, с "Роллингами", что-то с драками-наркотиками, разрастались в обширные фельетоны, похожие по размаху на эпические саги. Из этих источников, по большей части, и черпалась населением информация, а полной объективной -- не было. Иными словами, тут проще означить явление буднями под Железным занавесом. Причём, дабы оставить у советикуса европейский ориентир (а не индийский или ещё какой азатский-восточный), идеологи вели обзор в рамках "зарубежной эстрады", где выборочно давали что-то из Битлз, прочих британских групп или американских, известных и малоизвестных. Предполагаю, что тут была небольшая оглядка на Францию, за которой ревностно подглядывали, к тому же, общеизвсетно, что французским кинокомедиям в СССР была представлена самая обширная аудитория, хоть та не входила в соцлагерь. Фактором являлся, также, новый музыкальный инструмент, электрогитара, что воплощала в себе, по тем временам, достаточно веский шаг прогресса, но виртуозов в Союзе не было и нужно было давать хоть какие-то примеры. Например, в одной из меленьких пластиночек песня Битлз была представлена "английской балладой". Ни о каких выпусках битловских альбомов не могло быть и речи, а это не 3-5, а сотни популярных песен, да ещё и кинофильмы сюда отнести, с битлами, да и битломании не из чего было разгореться -- вживую -- а не спустя четыре года после распада группы и прекращения гастролей: не было практически никакой о них информации. Задним числом, через проявления моды (причёски, фасоны одежды, очки и т.п.) битломания, уже разбавленная, нашла своё отражение в советском быту, да и то, скорее у выпускников школ, а не у старшеклассников или младших юнцов: тех жёстко контролировали, заставляли стричься и т.д.
Добавить стоит также, что альбомы Битлз, завезённые контрабандой в Союз, не тиражировались. Их держали втихаря и так же втихаря прокручивали для посвящённых, никакого широкого копированья на магнитофонные ленты не было. -- И это до периода, где-то, 1978-го года, когда модными стали совсем другие течения музыки, которые, как раз, неофициально тиражировались, начиная года с 74-го. В это время в СССР, например, широкий ход был дан популярности группы Бони-М, ведь они были неграми, вовсе не американцами, почти кубинцами... -- Можно сравнить, кстати, что есть в таком ключе запрет, а что прокат. Однако в 78-79-ых Битлз могли вам записать в полном объёме в студии при Доме быта -- на ленты, -- вот только интересовали они уже немногих. Далее, во времена горбачёвской Перестройки, вопросы жёсткого блокирования иностранной поп-музыки были неактуальными, хотя идеологическая цензура оставалась, например, из ряда "хулиганистых" групп выбирали тех, кого нельзя было показывать советскому обывателю ни в коем случае. Однако вне официоза люди, кто интересовался, уже могли получать доступ самостоятельно, теми либо иными путями.

Комментарии отключены

Для этой записи комментарии отключены.