Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Школа старого фотошопа

1 -- оригинальная публикация снимков в ЖЖ тут.

Фото постановочное, то есть, тут фотограф свою задачу решал, и это его дело, как сцену готовить. А вот руку пионервожатой могли отнять уже редактора или орган партийной цензуры. Например, по причине фамильярности: негоже на вождя указывать дланью, это он сам нам указывает путь к построению.
Технически задача ретуши с комбинаторикой сводилась к замене фона у группы людей: новая стена с портретом. При этом надо было переконструировать падающие тени у двух мальчиков в центре. Тень от фигуры девочки в центре, как видим, осталась оригинальной и неестественно глубокой, поскольку фотохудожник деталью пренебрёг. Помимо визуального удаления конечности мастеру предстояла тонкая работа по вычленению контуров центральных персонажей, ведь оригинальный фон, занавеска, сложноват, так же как и ветвь растения за головой политработницы. При этом тени от нового для постановки портрета с Лениным и края занавеси рисованные, неестественные, по большей части демонстрирующие условность таких деталей при общей достоверности важного посыла, идейности фотоснимка. Следует учесть, что для такого популярного советского журнала, как "Огонёк", фоторабота к обложке представляла собою важность колоссальной мерки, выверялась до мелочей на уровне плакатистики. Не стоит забывать, что во время рассматриваемой работы ещё жил и здравствовал Сталин со своим сталинизмом. Правда, я не могу различить дату на приведенной фотоиллюстрации, и мне кажется, что по признакам одеянья это, всё же, середина 60-х годов прошлого века.

Если остановиться на технике подробнее. Тогда, когда не было программы компьютерного фотошопа, снимок отрисовывали в его негативе, на фотопластинке или на фотоплёнке, чёрной тушью либо карандашами, а также элементарно вырезали позитив ножницами, накладывали на другой отпечаток (на фотографию-основу) и переснимали заново, разумеется, в студии. Обычно, для бытовых нужд, ретушью корректировали небольшие огрехи, например, дефекты от пылинок, или резкие собственные тени (на лице, в портрете) , или элементы одежды, когда что-то неаккуратно выбивалось. Более смелое обращение с фотографией в коллажах с текстами либо в сочетаниях способствовали расцвету графического дизайна в том виде, в каком его знаем нынче. В те ещё времена термин "дизайн" в СССР не употреблялся, и дизайн обложки мог именоваться оформительством либо художественной подготовкой к печати и наподобие. Например, тут художник решал вопросы элементарной композиции -- как наложить лого журнала на фотоизображение (это могло быть и уже типовым решением) а также отрегулировать компоновку самой составной фотоработы, чтобы вписать её в формат обложки: куда сместить портрет, как кадрировать, сколько дать "пустоты" в центре и как акцентировать внимание на фигуре вожатой (линия новой занавеси проходит через вертикаль оси этой фигуры и т.п.), причём, общие моменты зависели, всё же, от идеи автора фотоснимка, которые тот решал при постановке (организации). Подобную дизайнерскую редактуру с доводкой к печати могли решать совместно как издатели журнала, так и полиграфисты.
Примечательно, что нынче в России, уже с явным отголоском, в дизайнеры идут именно такие полиграфисты, а не художники и не конструкторы с художественным уклоном. Это видно на примере некоего Лебедева, который я рассмотрел в своём блоге достаточно и на протяжении не одного года (того вывел официоз в "популярные", хотя сам Лебедев плохо соображает, за что взялся, и будучи, всё же, по образованию типографом-полиграфистом, вовсе не фотографом и не художником). Таково советское наследие, когда типография выдавала в цепочке конечный, отлаженный, проверенный и всячески утверждённый графический продукт, к которому не придерёшься с одной стороны, но с другой отметишь его убоговатость, как плату за жёсткий контроль.
Tags: Лебедев, СССР, мастер-класс, фотошоп
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment