Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Шаткость в композиции
celtic_f7
filin7
Есть масса приёмов, которые художник задействует в композиции. Важно то, что не все такие приёмы отрабатываются на стадии задумки с отрисовкой. И тогда а ля прима исполняются поразительные экспромты, полотна, полные экспрессии, присущей быстрому рисунку. Но и тут может подход либо приём культивироваться, когда мастер нарабатывает стиль, черты которого тщательно продуманы. В любом случае, зритель того знать не может, если сам автор не болтлив, не мистификатор и не профан.


Matisse Henri French 1869 1954

 -- а теперь глянем на мою любимую работу Матисса (1911). Изображён столик с сосудом и рыбками, что-то вокруг. Манера плоскостная-упрощённая, со стилизацией узнаваемых объектов и в целом, разумеется, модернистская ("фовизм").  Если внимательно вглядеться, то можно почувствовать опаску, ведь столик этакий шаткий с виду: рыбки перевернутся и погибнут на полу. Это тревожное движение заложено в смещении от центра и оси: ножка стола тяготеет к левому сектору плоскости, тогда как аквариум -- по отношению к ножке --  к правому. Если отбросить рыбок, то стол сам по себе, вроде, ровный. Или, если рассмотреть отдельно столешницу и вазу на ней -- тоже вроде как сцентрованы. А можно также отметить, что у стола вовсе не массивная стойка, а две ножки, расставленые нешироко (две других скрыты): и тогда вообще всё восприятие зажонглирует.
И теперь мы посмотрим на то, как Матисс композиционно и формально "укрепляет" отмеченную шаткость, он "подпирает" центральное изображение боковыми фигурами: крышка касается какой-то баллюстрады слева, верх сосуда скован прилегающими крупными листьями, да и на самой крышке расставлены этакими балансирами тяжёлые с землёю горшки.
Так что, зрительно весь набор упокаивается, а на месте ожидаемой смерти рыбок, справа и внизу, расположены весёлые пышные цветки, как бы постелено мягкое.

Разумеется, что рассмотренная композиция по себе драматична (ведь рыбки -- живые, они дышат, нам их жалко) и в то же время предлагает счастливую развязку на уровне подсознания, ведь не каждый зритель станет анализировать приёмы, поскольку многих завлекают цвета, тема вообще, эффекты информативного свойства, когда достаточно узнать в мешанине знакомые очертания того либо иного. Например, преломление изображения в толще воды -- сильный отвлекающий мотив, несущий в себе чуть ли не основу всей задумки натюрморта, и в то же время, детали преломления смещены от центра композиции вверх, а полярно им расположен чёрный пугающий низ и его похожие на кости скелета ножки (но тогда и решётка слева -- рёбра грудины). То есть, динамика в композиции понуждает воспринять изображение целиком вокруг столика, совершить оборот с этапами философского наполнения "жизнь-смерть-смысл", куда и выразительную пустоту отнести, что справа. -- Чисто технически, в рамках описанной мною выше схемы, пустота справа оставляет вазе место для представляемого кувырка.

Если подытожить, то мы можем понять, насколько сложный комплекс приёмов задействуется художником при желании скрыть динамику, но не лишаться оной, дать живописи волшебство такого рода, которому вовсе не требуется натурализм сверхреализма.


  • 1
Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу! :) (с фигурка с тремя обезъянками)
Тоже моя любимая картина. Причем настолько легко воспринимаемая, что ни разу даже в голову не пришло анализировать. Ну, вам-то нужно, понятно. А мне - нет, ни разу.
Интересно, сколько она стоит? (тут слышала о сумасшедшей цене за картину Гогена, 300 миллионов, для музея Катара).

Да, про гогенову картину читал. А вот эта ж, вроде, в Москве музейной, не на продаже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account