Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Древнее ремесло

Иногда я задумываюсь, каким образом древние египтяне творили свои рельефы. Они в гробницах, на стенах откопанных дворцов или храмов. Монументальные статуи, понятное дело, могли вытёсываться из камня. Пирамиды -- другое дело, уже более технического свойства. Однако и в таком виде искусства, как изготовление барельефа, выпуклого или "низкого", углублённого, техника важна, ведь метод отражается. Считается, что высекались. Возможно, применялась смешанная техника, резьбы с отливкой -- барельефов. Вот последнее как раз интересно. Отливка -- имеется в виду применение древними мастерами Египта некой пластической смеси. Есть мнение, что блоки гигантских пирамид были отформованы. Как бывший плотник-бетонщик с разрядом я чётко себе представляю картину, и она мне видится достоверной. То есть, это вовсе не вытесанные камни, приволоченные откуда-то за километры, а бетон, выполненный в наборе с применением скользящей опалубки, с проложением деформационных швов. Иными словами, похоже, древние знали технологию бетона. То же могло применяться и в барельефе. Могла наноситься штукатурка (то есть, бетон, сформованный в токий слой), по которой выполнялось тиснение либо выделка с помощью стеков по незастывшей формовочной массе, возможно, с добавленными пластификаторами, чтобы не застывала подольше. В любом случае, это был материал с иными свойствами, нежели у сырой глины, либо у обычного современного цементно-песчаного раствора. Разумеется, что вопрос может исследоваться более глубоко, уже учёными. Далее, если о смешанной технике. -- Отформованные изображения по мере отвердения могли дорабатываться, например, подрезаться и шлифоваться. А мягкие камни, вроде песчаника или природного гипса, могли служить только лишь для резьбы -- этого не отрицаю.
Ниже пример моего анализа по фотографии. Этому рельефу более трёх тысяч лет, он из музея. В программе фотошоп (показаны стрелкой манипуляции) я скопировал изображение "глаза" и наложил его на схожее, выше строчкой (если перед нами пиктографический текст). Оказалось, что это идентичные следы, они могли быть получены лишь ШТАМПИКОМ. То есть, это был некая мягкая консистенция, на которую наносилось изображение, скорое, никак не резаное. А именно, бетонный слой. Также можно видеть, что штампик мог выниматься чуть по-разному, это ведь живая рука действовала. Поэтому чуть разнятся у изображения внешние контуры, сформованные наклоном штампа при выемке. Разумеется, что сами штампы могли быть вырезанными, деревянными, поэтому общий стиль изображения выглядит подчинённым, всё же, резцу.



Если предположить, что я ошибаюсь, то стоит сказать себе, что в рассмотренном мною примере явно сквозит правота, Я полагаю, что в столь небольшом изображении символа, в его дублировании, добиться ТАКОЙ идентичности с помощью резца невозможно. Это штампик. Причём, при штамповании набора, матсер наверняка откладывал загрязнённые штампы и для повторного изображения, что посложнее, допустим, птички, применял другой, чистый штампик, с такой же птичкой, но не идентичной первой, лишь очень похожей, ведь штампики вырезались индивидуально, вручную. Ну а для примера, что я рассмотрел в фотошопе -- там штампик один. Видимо, мастер сэкономил на замене, или она была тут не нужна. Но чтобы второй раз вытащить штампик из бетона, его надо было чуть сильнее расшатать. Не исключено, что некоторые изображения выпонялись наборами штампиков. Например, для тела птички один штамп, для её лапок  другой, попроще.
Я не исключаю, что древние мастера могли не раскрывать своего секрета, а выставлять произведение под видом высеченного из камня, что смотрелось более солидной, кропотливой работой.


Tags: египет, искусство
Subscribe

  • Моё обращение к аятолле и всем, кто за ним

    <--- Аятолла, вот что я прочёл из новостей, и скажу тебе откровенно (а я как-то писал у себя тут уже, что мне не нравятся ваши тёмные дела и…

  • Новости из США

    Встречаются раз Панчул с Левиком, зашли шикарно отобедать в случайный Макдональдс. Стоя у кассы, один начал другого с подозрением рассматривать,…

  • Согласно закону

    Число продуктов в холодильнике Панчула, согласно закону Мура, каждые два года удваивается. Можно при том число выводить весом, а можно и названиями,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments