Феликс Коган (filin7) wrote,
Феликс Коган
filin7

Categories:

Повседневная эстетика профессионала

Профессиональный художник-дизайнер, который занимается делом на протяжении лет 20-ти, зрелый мастер, мыслит категориями повседневной красоты. Иногда это утомляет, но ещё не значит, что в противовес всё уродливое -- бодрит.
Ваятель практически врос в красоту, это его работа -- красоту проявлять через себя, своё видение с отбором, с интерпретацией, с расстановкой или в банальной лепке (в производстве). Каждый божий день, за днём день -- работать с красивым либо некрасивое править!
Лично я стараюсь красивое не выделять особо, но сосуществовать с ним. Тогда меньше шансов сойти с ума. Что это значит и как материально вычленить эстетику из аморфной ауры придыханий?
Во-первых, стоит красивое находить у других, или вокруг. Так, подмечаешь чью-то глупость и невзначай: вот от старого жильца, что съехал, осталась в комнатке картина. Может, она в квартире этой, в съёмной, была и раньше, тоже оставил кто-то. А может, новый квартирант вынес "шедевр" в мусорку, и управдом подобрал. Он затем повесил её тут же, у мусорки, чтобы облагородить коридор.  Я часто прохожу этим коридором и наблюдаю картину, про себя ухмыляясь. -- Ведь она, действтельно, шедевр, и люди не верят своим глазам. Видимо, в их представлении прекрасное не может обитаться в таких местах: в Нью-Йорке для этого есть музеи, галереи, частные коллекции богачей и фонды аукционов... Здесь я не считаю людей глупыми, но сплоховал тот, кто нашёл и определил на место. Ведь он понимал, что картина украсит, она этому и служит, в принципе. Но в том-то и дело, что незаурядное остаётся неузнанным и рядовым. -- Я не собираюсь в данном случае ничего предпринимать, это не моя работа, мне хватает своей.
Во-вторых, красота и красивость, как привычка и мировоззренческий ракурс, для мастера не более, чем банальная поделка. Дайте любой вещи имя славного дизайнера, и она засверкает. Красота не рождается в муках. Может, это как прекрасные стихи из словесной шелухи. Но проблема в том, что талантливый дизайнер, гениальный художник либо популярный поэт обязаны прилагать усилия: прекрасное (или, как говорят, "искусство") требует жертв, и когда этот труд посильный, он способен творца удовлетворить. Взявшийся за непосильное надрывается и гибнет. Мне моя популярность не нужна: я служу людям и преподношу им понятную красоту, и мне наградой лишь их спокойствие, а не восторги.
В-третьих. Насколько красота, когда она открыта, индивидуальна? Есть ли красота скрытая настолько, что доступна в понимании лишь единицам? -- Нет, я так не считаю. Красота есть своего рода математика в решении, правда, формул к ней пока что маловато (я имею в виду некие каноны с вычислениями, допустим, в архитектуре, прочих визуальных дисциплинах), и скорее всего здесь стоит обращаться к метафизической сути понятия. Красота открыта всем. Дающий красивому своеобразное обрамление зовётся художником, всего-то. Собственно, опуская долгие рассуждения, можно дать заключение, что высокая эстетика разлита, она есть эфир бытия, смысл его -- через наблюдение. Но тут есть очень важная оговорка: без красоты можно вполне прожить, то есть, не отмечая оной вовсе.

Хороший профессионал, дизайнер-художник, это и есть индивид, который может без красоты жить, но отмечать оную, выделять и эксплоатировать. Плохой специалист, профан, обретает красоту при помощи других, дабы нажиться.

Кстати, я намеренно сталкиваю дизайнерство с художеством. Просто по себе дизайн не обязан быть красивым, он может быть лишь добротным либо сочетать в себе массу качеств: это не совсем ещё дисциплина изящного искусства, но уже -- путь к художественному решению, к творчеству.

Tags: дизайн со смыслом, красота, манифест, профанация, профессионализм, профессия, работа, художник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments