?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Повседневная эстетика профессионала
celtic_f7
filin7
Профессиональный художник-дизайнер, который занимается делом на протяжении лет 20-ти, зрелый мастер, мыслит категориями повседневной красоты. Иногда это утомляет, но ещё не значит, что в противовес всё уродливое -- бодрит.
Ваятель практически врос в красоту, это его работа -- красоту проявлять через себя, своё видение с отбором, с интерпретацией, с расстановкой или в банальной лепке (в производстве). Каждый божий день, за днём день -- работать с красивым либо некрасивое править!
Лично я стараюсь красивое не выделять особо, но сосуществовать с ним. Тогда меньше шансов сойти с ума. Что это значит и как материально вычленить эстетику из аморфной ауры придыханий?
Во-первых, стоит красивое находить у других, или вокруг. Так, подмечаешь чью-то глупость и невзначай: вот от старого жильца, что съехал, осталась в комнатке картина. Может, она в квартире этой, в съёмной, была и раньше, тоже оставил кто-то. А может, новый квартирант вынес "шедевр" в мусорку, и управдом подобрал. Он затем повесил её тут же, у мусорки, чтобы облагородить коридор.  Я часто прохожу этим коридором и наблюдаю картину, про себя ухмыляясь. -- Ведь она, действтельно, шедевр, и люди не верят своим глазам. Видимо, в их представлении прекрасное не может обитаться в таких местах: в Нью-Йорке для этого есть музеи, галереи, частные коллекции богачей и фонды аукционов... Здесь я не считаю людей глупыми, но сплоховал тот, кто нашёл и определил на место. Ведь он понимал, что картина украсит, она этому и служит, в принципе. Но в том-то и дело, что незаурядное остаётся неузнанным и рядовым. -- Я не собираюсь в данном случае ничего предпринимать, это не моя работа, мне хватает своей.
Во-вторых, красота и красивость, как привычка и мировоззренческий ракурс, для мастера не более, чем банальная поделка. Дайте любой вещи имя славного дизайнера, и она засверкает. Красота не рождается в муках. Может, это как прекрасные стихи из словесной шелухи. Но проблема в том, что талантливый дизайнер, гениальный художник либо популярный поэт обязаны прилагать усилия: прекрасное (или, как говорят, "искусство") требует жертв, и когда этот труд посильный, он способен творца удовлетворить. Взявшийся за непосильное надрывается и гибнет. Мне моя популярность не нужна: я служу людям и преподношу им понятную красоту, и мне наградой лишь их спокойствие, а не восторги.
В-третьих. Насколько красота, когда она открыта, индивидуальна? Есть ли красота скрытая настолько, что доступна в понимании лишь единицам? -- Нет, я так не считаю. Красота есть своего рода математика в решении, правда, формул к ней пока что маловато (я имею в виду некие каноны с вычислениями, допустим, в архитектуре, прочих визуальных дисциплинах), и скорее всего здесь стоит обращаться к метафизической сути понятия. Красота открыта всем. Дающий красивому своеобразное обрамление зовётся художником, всего-то. Собственно, опуская долгие рассуждения, можно дать заключение, что высокая эстетика разлита, она есть эфир бытия, смысл его -- через наблюдение. Но тут есть очень важная оговорка: без красоты можно вполне прожить, то есть, не отмечая оной вовсе.

Хороший профессионал, дизайнер-художник, это и есть индивид, который может без красоты жить, но отмечать оную, выделять и эксплоатировать. Плохой специалист, профан, обретает красоту при помощи других, дабы нажиться.

Кстати, я намеренно сталкиваю дизайнерство с художеством. Просто по себе дизайн не обязан быть красивым, он может быть лишь добротным либо сочетать в себе массу качеств: это не совсем ещё дисциплина изящного искусства, но уже -- путь к художественному решению, к творчеству.