Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
Практика торга
celtic_f7
filin7
Мне иногда присылают запросы на ту или иную графику, найденную в Сети. Это в принципе неплохо, когда есть спрос и потенциальный клиент желает что-то выгадать а то и подправить -- в найденном. У меня есть галерея клип-арта. Это незатейливые рисунки для моментальной продажи, впрочем, не без индивидуальных черт. Так, что мне лично не нравится, я стараюсь не изображать. Галерея такая, или микросток, сама мои рисунки продаёт, имеет свой процент и дело тут не идёт о больших деньгах, скорее, о приработке (кто-то, конечно, ставит на такой промысел больше). Это к вопросу о том, что заинтересованный может почерпнуть в интернете, когда знает, что искать.
Спрашивается, какую выгоду несёт мне клиент, пошедший на личный контакт? -- пока  что опыт даёт мне ответ без впечатления. Если тот же микросток выступает для меня агентом и посредником, расписывает правила, принимает деньги, даёт квитанции, всё прочее, то мне приходится всё это заново расписывать частному лицу, дублировать, пояснять и заниматься саморекламой. Увы, труд такой неблагодарный.
Простой пример. Обратился клиент. Он увидел рисунок мой, который стоит смешные деньги. Но он желает что-то пририсовать и использовать, как лого своей фирмы. Я ему объясняю, каким образом складываю цену, а после долгой переписки называю свою цену. И вот тут замешательство. Клиент, видимо, рассчитывал, что я ему сделаю бесплатный подарок от всей души в благодарность за такое льстящее внимание к моим талантам. Далее пошли заморочки, смутно напоминающие торг на понижение, а также уловки с непонятками. Общение через интернет-почту (но может быть что угодно, конечно, вплоть до телефона). Этот конкретный случай поднял вопросы авторского права. Я безуспешно, видимо, пытался втолковать, что я -- автор. Что если я что-то нарисую по заказу, то и от своего, от первого лица свои права могу передать... Но разговор уже был похож на  сыплющийся горох о глухую стенку.  Даже тех денег, что я запросил за рисунок (за его правку и за передачу прав), потраченное на болтовню время -- не стоило. А если всё гладко, но моё произведение не понравится? Может, клиент нездоров психически, страдает алогизмом, захочет перебрать за те же деньги сотни вариантов чего-то?
Если клиент заикнулся о том, что "посоветовался с мужем" или "с женой" -- сразу прекращайте с ним отношения, отошлите его к суровой реальности либо к другим желающим. Не тратье свои силы. Лучше напишите картину и поставьте её в магазин продаваться: это уже товар и вещь.

Однако принцип есть принцип, и я его сейчас доведу.

Итак, если клиент что-то заказывает, оговариваются детали с выяснением, что же ему нужно, затем устанавливается срок исполнения с условием оплаты, и даётся, разумеется, ЦЕНА. Непременное условие -- внесения залога, допустим, половину суммы. Отдавайте своё произведение после полной оплаты (если это компьютерная графика, то лучше говорить о векторном изображении, которое масштабируется, как угодно), в качестве эскиза показывая лишь фотографии. Всё вышеперечисленное, содержащееся в переписке, надо распечатать и сохранить в качестве документа, платежи провести через Сеть. И здесь речь идёт о непродолжительном по исполнению заказе, о каком-либо графическом росчерке, значке, логотипе, иллюстрации, рисунке, о чём-то материальном и авторском. Любые намёки на торг отклоняются, мы не на базарчике. Любые намёки на желание каких-то особых оговорок, гарантий, условий исполнения, прочие фантазийные пункты влекут за собой незамедлительную реакцию, а именно, клиенту предлагается подготовить и ЗАКЛЮЧИТЬ письменный  контракт. Это значит, что такой контракт я должен согласовать и подписать прежде, чем браться за исполнение заказа, этим самым контрактом устанавливаемым. Вот, в принципе, и всё. Остальное от лукавого.

  • 1
логично . я так не делал и меня несколько раз кидали с оплатой за работу . мой бывший друг и соавтор .и один знакомый в 2010-2011 те платили намного меньше чем обещали

Я вас понимаю, но тут есть правило -- быть принципиальным. Это значит, как-то себя подстраховать, и не просто, а в последовательности. Нечистоплотный заказчик на это и бьёт: он понимает, что художника легко соблазнить творческой задачей: тот загорится и начнёт творить, не думая о завтрашнем дне, когда придётся ему самому платить за газ и за свет, а деньги плакали.
Вопрос можно ставить шире, а именно, о соблюдении профессионального кодекса. -- Ценить свой труд самому и никому не давать его принижать, когда речь идёт о вознаграждении.
Отношения с друзьями -- вопрос особый. Если быть человеком общительным, иметь много друзей, при том профессионалом, то очень легко и быстро можно пойти по миру голым и босым, стараясь всем друзьям угодить и "помочь" забесплатно или "со скидкой".
Я бы так сказал своему другу: "Извини, друг, это бизнес. Ничего личного".

со львом познакомился в 1980 и мы дружили в 1982-1994 и отношения стали намного хуже после того как меня избили в декабре 1994 и мой труд и мои изобретения стали приносить льву большие деньги и когда у меня были большие проблемы в 1998-2002, лев на мои деньги обменял с доплатой однокомнатную кв в 4 км от меня на трехкомнатную квартиру в блочном доме в 3 км от меня .доплата была всего 8 тыс долл из которых 3 тыс долл за мой труд в общем бизнесе с 1993 .уже больше года лев мне не звонит по тел и мы полностью не общаемся .

Да, печально.

Кстати, у меня есть такой приятель. Он мне не друг, а сотрудник, скорее, который связан с начальством в области субподряда и наподобие. Может, человек сам не замечает, но вот уже лет десять как он постоянно обещает мне "бутылку" за каждые очередные услуги (это такая совковая манера, поскольку парень из СССР), которые я ему должен оказать, якобы, из хороших приятельских отношений. За всё время он даже не угостил меня сигаретой, не говоря уж о деньгах: даже чужому человеку, носильщику чемоданов, я даю три доллара за то, что он мне улыбнулся и потащил багаж через зал. Главное, я ж не тяну человека за язык. Ясно, что он пользуется своей близостью с начальством и какими-то там с ним взаиморасчётами, меня это не должно касаться. И всё же.
Люди есть очень наглые, скупые, коварные.

Edited at 2015-10-24 04:35 (UTC)

такой контракт я должен согласовать и подписать прежд

Здравствуйте. А не подскажите где бы взять такой типовой договор на дизайн на английском языке?

Re: такой контракт я должен сог

К сож. Нет под рукой. Это у меня где-то в книге есть, но не в цифровом виде.

Вот всегда было интересно как вы (художники и другие люди искусства ) продаете свои художества, если я вашу картинку тупо скопирую, что вы докажите и кому. Жена как-то хотела купить лого для компании, написала причем два раза, ни ответа ни привета забили стали молча использовать, а что делать ?

У меня есть хороший агент по делам продаж и договоров, так что, если что-то интересное и стоящее, лучше проводить через него, так у меня складывается. Разумеется, что может и такое случиться, когда агент заказчика толкует с моим агентом. Лишь бы дело двигалось, почему ж нет. И тем более, есть МАССА клиентов, которым что-то надо, но они не понимают, что именно, сколько это стоит и вообще, как выглядит. Поэтому мне абсолютно нет резона тратить на это время (это зачастую пустые траты).

Другой аспект: если нет контракта, или письменного договора на дизайн или графику с живописью, велики шансы на то, что клиент обманет, заберёт и растворится, а может и не забрать, но и не заплатить. Поэтому деньги -- вперёд. Я понимаю, что кто-то неопытный постесняется требовать задаток. Но в итоге он остаётся с носом.
Что касается логотипа: если он для серьёзной фирмы, если широко представлен и фигурирует, то, конечно же, лучше, чтобы на него были документы. Например, с ними легче утвердить торговую марку, или обезопасить себя от судебных разбирательств и в итоге больших финансовых потерь -- если авторские права третьего лица нарушены.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account