?

Log in

No account? Create an account

Feliks Kogan

"Совсем не говорить о себе есть весьма благородное лицемерие" (Ф. Ницше)


Previous Entry Поделиться Next Entry
"Восхождение". Фильм Шепитько
me2 strong
filin7
Посмотрел этот фильм, до этого смотрел "Крылья". Это всё у меня такой ретро-ретроспективный подход. Я редко смотрю советские фильмы, а тут подоспела пора исключений. То же касается фильма "Летят журавли".
Но "Восхождение" мне резко не понравилось. Это картина где-то 1976-го года. Помнится, уже в то время нам, подросткам, вся эта военная эпопея настолько проела мозги, что мы вообще этой темы чурались, больше напирая на французские кинокомедии в кинотеатрах. Даже телесериал о Штирлице уже как-то отходил от стереотипов и был неожиданно интересным. Поэтому я абсолютно не в силах сопоставить своё нынешнее восприятие этой картины с былым юношеским.

В "Восхождении" явственно видна незрелость режиссёра при всём при том, что Шепитько талантлива и творчески необузданна. " Крылья" у неё вышли гораздо лучше, тем более, что там раскрывалась судьба женщины (женская линия, видимо, более прочувствована, ближе и пережита внутренне).
Ну а здесь чисто евангельская притча в привязке, и чересчур переиграна. Посмотрите на эту сценку:



 В фильме я бы лишь отметил блестящую работу Солоницына, и это всё (разумеется, он как бы Понтий Пилат, и фамилия его тоже на "П"). Еврейка Бася Мейер как-то невнятно прорисована. Собственно, кино снято по повести В. Быкова, и там это как-то, видимо прорисовано почётче. Ну а тут ни слова не говорится о том, что девочку казнят лишь за то, что она еврейка, при том у других её компаньонов на эшафоте есть вина, своя для каждого и доведённая до зрителя,  вина по меркам палачей, конечно. "Ты чья? Не Мейера ли, сапожника, дочка? -- Да. -- А что им надо от тебя? -- Чтобы сказала, у кого пряталась..." -- Девочка не сказала, у кого пряталась. Так за это её и казнили? Мало того, в сцене перед казнью снова всплывает данный мотив, одна приговорённая заявляет, что расскажет в обмен на своё помилование о том, у кого пряталась девочка. При этом она указывает на девочку, но называет её "эта": "Я скажу, у кого она пряталась, вот эта..." -- то есть, режиссёр-сценарист посчитали, что достаточно эвфемизма а также ярко выраженной внешности девочки, явно не белорусской. И это при том, что на территории СССР под оккупацию попали почти 3 миллиона евреев -- советских граждан -- и практически все они погибли, дети, женщины и старики. Разумеется, что фильм не о Холокосте, взятом отдельно, но всё же, тут прослежена не просто художественная недосказанность, а явление антисемитизма под предполагаемым прикрытием антисионизма. Вещи сокрыты. и сделано это было с умыслом. И при том, что данный фильм Шепитько прошёл к показу без цензурных правок.

Последние записи в журнале

  • Вселенная

  • Рунет

  • Прочь

    В дни июля огневые Синью неба, визгом шин Вспоминаю молодые Дни протоптанных вершин. Чтобы пятниц свистопляски Нарядили рой жары Пояски, оборки,…